Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2535 (ред. от 26.02.2024)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 г. N 2535

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ

ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ

СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ И ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ НЕКОТОРЫХ

АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1022 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 42, ст. 5713);

пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 г. N 944 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 33, ст. 5202);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1714 "О внесении изменения в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 3, ст. 550);

пункт 24 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2020 г. N 1017 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4898);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 1917 "О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 48, ст. 7764).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует по 31 марта 2024 г. включительно.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждено

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 декабря 2021 г. N 2535

ПОЛОЖЕНИЕ

О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СВЯЗАННОЙ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ

ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляемой юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - деятельность по трудоустройству за границей), а также порядок осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по трудоустройству за границей.

2. Лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - лицензирующий орган).

3. Деятельность по трудоустройству за границей включает в себя оказание следующих услуг:

а) трудоустройство за границей граждан Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей граждан);

б) трудоустройство за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей моряков).

4. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей граждан являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) наличие у соискателя лицензии или лицензиата в штате работника, заключившего трудовой договор, имеющего стаж работы в области трудоустройства за границей или стаж работы в области содействия занятости населения в Российской Федерации и (или) кадровой работы не менее 1 года;

в) наличие у руководителя (руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность по трудоустройству за границей) соискателя лицензии или лицензиата высшего образования, стажа работы в области трудоустройства за границей не менее 2 лет или стажа работы в области содействия занятости населения в Российской Федерации и (или) кадровой работы не менее 3 лет.

5. Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей моряков являются:

а) наличие у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;

б) наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работника и руководителя соискателя лицензии или лицензиата, имеющих высшее образование в области подготовки плавательных составов морских судов;

в) наличие стажа работы на морском судне не менее 1 года для работника, не менее 5 лет - для руководителя соискателя лицензии или лицензиата;

г) выполнение лицензиатом следующих требований, предусмотренных пунктом 5 стандарта А1.4 "Подбор и трудоустройство" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве:

отказ от принятия каких-либо мер, направленных на то, чтобы препятствовать морякам в получении рабочего места, на которое они имеют право в соответствии со своей квалификацией;

исключение возможности оплаты моряками прямо или косвенно комиссионных или иных издержек, связанных с трудоустройством либо предоставлением рабочего места, кроме расходов, которые моряк несет в связи с получением удостоверения личности моряка и мореходной книжки и прохождением медицинского осмотра;

ведение и поддержание в актуальном состоянии списка трудоустроенных моряков, обеспечение доступа к указанному списку лицензирующего органа;

информирование моряков об их правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, ознакомление с содержанием трудовых договоров перед приемом на работу и подписанием трудового договора, а также передача морякам экземпляра подписанного ими трудового договора;

трудоустройство моряков с учетом квалификации, необходимой для занятия соответствующей должности на судне и подтверждаемой квалификационными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечение соответствия трудовых договоров действующему законодательству государства флага судна, а также положениям коллективного договора между судовладельцем и представителями моряков (при его наличии);

удостоверение в том, что судовладелец обладает средствами для обеспечения защиты моряков от опасности оказаться без средств к существованию в иностранном порту;

рассмотрение в соответствии с законодательством Российской Федерации жалоб в отношении деятельности лицензиата и принятие мер по указанным жалобам, а также информирование лицензирующего органа обо всех неурегулированных спорах по жалобам;

компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения лицензиатом своих обязательств перед моряками, посредством заключения лицензиатом договора страхования либо обеспечения исполнения обязательств способом, предусмотренным главой 23 Гражданского кодекса Российской Федерации;

компенсация морякам денежного ущерба, который они понесли в результате невыполнения судовладельцем своих обязательств перед моряками, в соответствии с трудовым договором. При этом способ и размер компенсации морякам денежного ущерба устанавливаются лицензиатом по согласованию с судовладельцем, на судно которого осуществляется трудоустройство моряков.

6. К грубым нарушениям лицензионных требований, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящего Положения, относятся нарушения, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон о лицензировании).

7. Уполномоченным подразделением лицензирующего органа ведется реестр лицензий на осуществление деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - реестр лицензий).

8. За предоставление лицензии и внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

II. Порядок предоставления лицензий

9. Предоставление лицензий, приостановление, возобновление и прекращение действия лицензий, внесение изменений в реестр лицензий осуществляются лицензирующим органом.

10. Для получения лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству за границей граждан соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о лицензировании и пунктом 12 настоящего Положения, а также следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности, права на которые не зарегистрированы и (или) информация о которых не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) копии документов о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 г.) работника и руководителя соискателя лицензии;

в) копии документов об образовании и (или) о квалификации руководителя (руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность по трудоустройству за границей) соискателя лицензии или лицензиата, сведения о которых не подлежат внесению в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

г) опись прилагаемых документов.

11. Для получения лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству за границей моряков соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган в форме электронных документов с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона о лицензировании и пунктом 12 настоящего Положения, а также следующие документы:

а) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности, права на которые не зарегистрированы и (или) информация о которых не соответствует сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости;

б) копии документов о трудовой деятельности, трудовом стаже (за периоды до 1 января 2020 г.), а также копии документов, выданных в том числе на территории иностранного государства, подтверждающих стаж работы на морском судне работника и руководителя соискателя лицензии (мореходные книжки, справки о стаже плавания и другое);

в) копии документов об образовании и (или) о квалификации работника и руководителя соискателя лицензии или лицензиата, сведения о которых не подлежат внесению в федеральную информационную систему "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении";

г) опись прилагаемых документов.

12. Формы заявлений о предоставлении лицензий, о внесении изменений в реестр лицензий, о прекращении действия лицензии устанавливаются лицензирующим органом.

13. Документы, составленные на иностранном языке, без дублирования в них записей на государственном языке Российской Федерации (русском языке), подлежат переводу на русский язык. Верность перевода либо подлинность подписи переводчика должна быть нотариально засвидетельствована в порядке, установленном статьей 81 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

14. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, и (или) оказывать новую услугу, составляющую лицензируемую деятельность, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес осуществления лицензируемой деятельности, сведения о новой услуге, которую лицензиат намерен оказывать (указанную в пункте 3 настоящего Положения), а также сведения, свидетельствующие о соответствии лицензиата лицензионным требованиям для осуществления новой услуги, которую лицензиат намерен оказывать, и (или) сведения, свидетельствующие о соответствии лицензиата лицензионным требованиям в части, касающейся осуществления лицензируемой деятельности по новому адресу, сведения о подтверждающих такое соответствие документах.

15. Сведения, предусмотренные пунктами 1 - 3, 8, 9 части 1 статьи 18 Федерального закона о лицензировании, вносятся в реестр лицензий уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий, поданного лицензиатом.

16. Предоставление лицензии осуществляется в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня поступления в лицензирующий орган надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов в полном объеме.

17. Внесение изменений в реестр лицензий в предусмотренных пунктом 14 настоящего Положения случаях осуществляется лицензирующим органом в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня приема заявления о внесении изменений в реестр лицензий и прилагаемых к нему документов.

III. Порядок осуществления оценки соответствия соискателя

лицензии или лицензиата лицензионным требованиям

18. Уполномоченное подразделение лицензирующего органа привлекает к проведению оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям территориальные органы лицензирующего органа, на территории которых планирует либо осуществляет свою деятельность соискатель лицензии или лицензиат.

19. Оценка соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям проводится лицензирующим органом в порядке, предусмотренном статьей 19.1 Федерального закона о лицензировании.

20. В рамках проведения оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям для осуществления деятельности по трудоустройству за границей граждан лицензирующий орган проверяет сведения:

а) о наличии у соискателя лицензии или лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;

б) о трудовой деятельности, предусмотренные 66 и 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии или лицензиата;

в) о наличии высшего образования у руководителя соискателя лицензии или лицензиата.

21. В рамках проведения оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям для осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков лицензирующий орган проверяет сведения:

а) о наличии у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;

б) о трудовой деятельности, предусмотренные 66 и 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также о стаже работы на морском судне работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии;

в) о наличии высшего образования в области подготовки плавательных составов морских судов у работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии.

22. В рамках проведения оценки соответствия лицензиата лицензионным требованиям для осуществления деятельности по трудоустройству за границей моряков лицензирующий орган проверяет сведения:

а) о наличии у лицензиата принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;

б) о трудовой деятельности, предусмотренные 66 и 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также о стаже работы на морском судне работника лицензиата и руководителя лицензиата;

в) о наличии высшего образования в области подготовки плавательных составов морских судов у работника лицензиата и руководителя лицензиата;

г) предусмотренные подпунктом "г" пункта 5 настоящего Положения.

23. При проведении документарной оценки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии или лицензиатом заявлении и документах (их копиях), в рамках оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям, указанным в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, лицензирующий орган запрашивает необходимую для предоставления государственных услуг в области лицензирования информацию (сведения), находящуюся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

24. Выездная оценка проводится по месту нахождения соискателя лицензии или лицензиата, по месту осуществления лицензируемой деятельности в случае, если не представляется возможным:

удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в находящихся в распоряжении лицензирующего органа или в запрашиваемых им документах соискателя лицензии или лицензиата;

оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям, указанным в пунктах 4 и 5 настоящего Положения, без выезда на место нахождения (осуществления деятельности) соискателя лицензии или лицензиата и совершить необходимые действия, предусмотренные в рамках проведения документарной оценки.

Оценка соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки может проводиться без фактического выезда сотрудников по месту нахождения соискателя лицензии или лицензиата, по месту осуществления лицензируемой деятельности с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и (или) видеосвязи (далее - средства).

25. Средства при выездной оценке не применяются в следующих случаях:

а) соискатель лицензии или лицензиат относится к режимному объекту, где запрещается использовать средства, в том числе внутренними правилами;

б) соискатель лицензии или лицензиат самостоятельно отказался от проведения выездной оценки с использованием средств;

в) отсутствие каналов связи для применения средств на оцениваемом месте осуществления лицензируемого вида деятельности;

г) соискатель лицензии или лицензиат не может создать условия для полноценного применения средств для проведения оценки, в том числе:

прекращение 5 и более раз связи по причинам, не связанным с лицензирующим органом, проводящим выездную оценку;

отсутствие технической возможности проверки информации о заявленном соискателем лицензии или лицензиатом принадлежащем ему на праве собственности или на ином законном основании здания и (или) помещения, необходимого для осуществления лицензируемой деятельности, через систему межведомственного электронного взаимодействия.

26. При осуществлении оценки соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки с использованием средств соответствующая отметка делается в акте оценки. В этом случае материалы фотографирования, аудио- и (или) видеозаписи прилагаются к акту оценки.

27. Порядок осуществления фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, видео-конференц-связи в ходе оценки соответствия лицензионным требованиям с использованием средств включает в себя:

а) предоставление соискателем лицензии или лицензиатом информации в заявлении о предоставлении лицензии (заявлении о внесении изменений в реестр лицензий) о наличии технической возможности проведения видеофиксации при проведении оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям с применением средств с возможным использованием идентификации заявителя через федеральную государственную информационную систему "Единая система идентификации и аутентификация в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

б) принятие уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа решения о проведении оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме выездной оценки с использованием средств;

в) извещение соискателя лицензии или лицензиата о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, видео-конференц-связи в случае осуществления оценки соответствия лицензионным требованиям в форме выездной оценки с использованием средств;

г) внесение в акт оценки соответствующей информации о ведении фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, видео-конференц-связи при проведении выездной оценки с использованием средств.

IV. Порядок организации и осуществления

федерального государственного лицензионного контроля

(надзора) за оказанием услуг по трудоустройству граждан

Российской Федерации за пределами территории

Российской Федерации

28. Федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) за оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - лицензионный контроль) осуществляется лицензирующим органом и его территориальными органами.

29. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять лицензионный контроль, являются:

а) руководитель лицензирующего органа и его заместители;

б) руководитель уполномоченного подразделения лицензирующего органа и его заместители;

в) иные должностные лица лицензирующего органа и его территориальных органов, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению лицензионного контроля.

30. Должностными лицами, уполномоченными на принятие решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются:

а) руководитель лицензирующего органа и его заместители;

б) руководитель уполномоченного подразделения лицензирующего органа;

в) начальники (заместители начальников) территориальных органов лицензирующего органа, а также начальник структурного подразделения территориального органа лицензирующего органа, уполномоченного на проведение проверок, по согласованию с уполномоченным подразделением лицензирующего органа.

31. К отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о государственном контроле).

32. Предметом лицензионного контроля является соблюдение лицензиатом лицензионных требований.

33. Объектами лицензионного контроля являются:

а) деятельность лицензиата по оказанию услуг по трудоустройству за границей граждан;

б) деятельность лицензиата по оказанию услуг по трудоустройству за границей моряков.

34. Учет объектов лицензионного контроля осуществляется при ведении реестра лицензий.

35. Лицензирующий орган и его территориальные органы проводят в соответствии с требованиями Федерального закона о государственном контроле следующие профилактические мероприятия:

а) информирование;

б) консультирование;

в) объявление предостережения;

г) обобщение правоприменительной практики;

д) профилактический визит.

36. Информирование по вопросу осуществления лицензионного контроля осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о государственном контроле.

37. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению лицензионного контроля готовится 1 раз в год, утверждается приказом (распоряжением) руководителем лицензирующего органа до 15 февраля и размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 марта года, следующего за отчетным.

38. Должностные лица лицензирующего органа и его территориальных органов по обращениям лицензиатов осуществляют консультирование (дают разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением федерального государственного надзора).

39. Консультирование лицензиатов, включая письменное, осуществляется по вопросам, связанным с организацией и осуществлением лицензионного контроля, в том числе с:

а) порядком проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

б) периодичностью проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

в) порядком обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа и его территориальных органов.

40. Консультирование может осуществляться должностными лицами лицензирующего органа и его территориальных органов по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия.

41. Консультирование по телефону, посредством видео-конференц-связи осуществляется не реже 1 раза в месяц в соответствии с планами-графиками, утверждаемыми руководителями уполномоченного подразделения лицензирующего органа и его территориальных органов, размещаемыми на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

42. План-график, указанный в пункте 41 настоящего Положения, должен содержать:

а) даты, время проведения консультирования;

б) номер (номера) телефона (телефонов) и (или) указание на специальный сервис видео-конференц-связи;

в) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, проводящего консультирование.

43. По итогам консультирования информация в письменной форме лицензиатам и их представителям не предоставляется, за исключением случаев поступления от лицензиата запроса о предоставлении письменного ответа.

44. В случае поступления 5 и более обращений, содержащих однотипные вопросы, консультирование по таким вопросам осуществляется посредством размещения на официальных сайтах лицензирующего органа и его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" письменного разъяснения с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подписанного уполномоченными должностными лицами лицензирующего органа и его территориальных органов.

45. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, территориальный орган лицензирующего органа объявляет лицензиату предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований (далее - предостережение).

46. Лицензиатом по результатам рассмотрения предостережения в течение 10 рабочих дней после его получения могут быть поданы в территориальный орган лицензирующего органа возражения, в которых указываются:

а) наименование юридического лица;

б) идентификационный номер налогоплательщика;

в) дата и номер предостережения, направленного в его адрес;

г) обоснование позиции в отношении указанных в предостережении действий (бездействия) лицензиата, которые приводят или могут привести к нарушению обязательных требований.

47. Возражения на предостережение направляются лицензиатом на бумажном носителе почтовым отправлением в территориальный орган лицензирующего органа либо в виде электронного документа, подписанного в соответствии с требованиями статьи 21 Федерального закона о государственной контроле, на указанный в предостережении адрес электронной почты либо иными указанными в предостережении способами.

48. Территориальный орган лицензирующего органа рассматривает возражения на предостережение, по итогам рассмотрения направляет лицензиату в течение 20 рабочих дней со дня получения возражений ответ.

49. Объявленные предостережения, уведомления о принятых мерах по обеспечению соблюдения обязательных требований, результаты рассмотрения возражений на предостережения подлежат учету, а соответствующие данные используются для проведения иных профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

50. Обязательный профилактический визит проводится в отношении лицензиатов, приступающих к осуществлению деятельности по трудоустройству за границей.

Лицензирующий орган и его территориальные органы предлагают проведение профилактического визита лицензиатам, приступающим к осуществлению деятельности по трудоустройству за границей, не позднее 1 года с даты начала такой деятельности.

51. Обязательный профилактический визит проводится в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности лицензиата либо путем использования видео-конференц-связи.

Лицензиат уведомляется о проведении обязательного профилактического визита не позднее чем за 5 рабочих дней до даты его проведения. При этом лицензиат вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита путем направления уведомления в адрес территориального органа лицензирующего органа не позднее чем за 3 рабочих дня до даты его проведения.

Продолжительность проведения профилактического визита не может превышать 8 часов.

52. Лицензионный контроль осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.

53. При осуществлении лицензионного контроля могут проводиться следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

выездная проверка;

документарная проверка.

Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся при наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 - 5 части 1 статьи 57 Федерального закона о государственном контроле.

54. При проведении документарных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

получение письменных объяснений;

истребование документов.

Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

55. При проведении выездных проверок могут совершаться следующие контрольные (надзорные) действия:

осмотр;

опрос;

получение письменных объяснений;

истребование документов.

Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней.

56. При проведении выездной проверки для фиксации уполномоченными должностными лицами и лицами, привлекаемыми к совершению контрольных (надзорных) действий, доказательств нарушений лицензионных требований могут использоваться фотосъемка, аудио- и видеозапись с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Лицензиат в обязательном порядке уведомляется о проведении фотосъемки, аудио- и видеозаписи для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований.

Если в ходе контрольных (надзорных) действий для фиксации доказательств нарушений лицензионных требований осуществлялись фотосъемка, аудио- и (или) видеозапись, об этом делается отметка в акте контрольного (надзорного) мероприятия.

Материалы, являющиеся доказательствами нарушения лицензионных требований, полученные с применением фотосъемки, аудио- и (или) видеозаписи, приобщаются к акту контрольного (надзорного) мероприятия.

57. Жалоба на решение территориального органа лицензирующего органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) территориального органа лицензирующего органа.

58. Жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа лицензирующего органа рассматривается лицензирующим органом.

59. В случае обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц лицензирующего органа жалоба рассматривается руководителем лицензирующего органа.

60. Оценка результативности и эффективности деятельности лицензирующего органа и его территориальных органов осуществляется на основе системы показателей результативности и эффективности лицензионного контроля с использованием указанного в приложении ключевого показателя лицензионного контроля и его целевых значений.

Индикативные показатели лицензионного контроля утверждаются лицензирующим органом.

Приложение

к Положению о лицензировании

деятельности, связанной

с оказанием услуг по трудоустройству

граждан Российской Федерации

за пределами территории

Российской Федерации

КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ

(НАДЗОРА) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗАННОЙ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ

ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ПРЕДЕЛАМИ

ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ЕГО ЦЕЛЕВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ

Наименование показателя

Целевые значения

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

2026 год

Доля лицензиатов, соблюдающих лицензионные требования, в общем числе лицензиатов (процентов)

не менее 98

не менее 98,4

не менее 98,6

не менее 98,8

не менее 99