Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 14.09.2023 N 716н

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 14 сентября 2023 г. N 716н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

"ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ"

В соответствии с пунктом 20 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2023 г. N 580, приказываю:

1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Психолог в социальной сфере".

2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 682н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог в социальной сфере" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2013 г., регистрационный N 30840).

3. Установить, что настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.

Министр

А.О.КОТЯКОВ

Утвержден

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 14 сентября 2023 г. N 716н

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПСИХОЛОГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

12

Регистрационный номер

I. Общие сведения

Оказание социально-психологического сопровождения и психологической помощи населению

03.008

(наименование вида профессиональной деятельности)

код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Улучшение психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп, профилактика и психологическая коррекция негативных социальных проявлений в их поведении

Группа занятий:

1344

Руководители служб в сфере социального обеспечения

2634

Психологи

(код ОКЗ <1>)

(наименование)

(код ОКЗ)

(наименование)

Отнесение к видам экономической деятельности:

87.20

Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым

87.90

Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая

88.10

Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам

88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

(код ОКВЭД <2>)

(наименование вида экономической деятельности)

II. Описание трудовых функций, входящих

в профессиональный стандарт (функциональная карта вида

профессиональной деятельности)

Обобщенные трудовые функции

Трудовые функции

код

наименование

уровень квалификации

наименование

код

уровень (подуровень) квалификации

A

Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

6

Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп

A/01.6

6

Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение

A/02.6

6

Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп

A/03.6

6

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности

A/04.6

6

B

Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

7

Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи

B/01.7

7

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп

B/02.7

7

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения

B/03.7

7

Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам

B/04.7

7

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Деятельность по социально-психологическому сопровождению и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Код

A

Уровень квалификации

6

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Психолог в социальной сфере

Психолог

Практический психолог

Социальный психолог

Клинический психолог

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - бакалавриат

или

Высшее образование - бакалавриат (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

-

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации <3>

Другие характеристики

-

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

2634

Психологи

ЕКС <4>

-

Психолог

ОКПДТР <5>

25883

Психолог

ОКСО <6>

5.37.03.01

Психология

5.37.03.02

Конфликтология

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

3.1.1. Трудовая функция

Наименование

Психологическое и социально-психологическое сопровождение граждан и социальных групп

Код

A/01.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Информирование социального окружения о средствах и методах психологической поддержки граждан, в том числе посредством современных информационных технологий (создание специальных страничек, блогов, групп в социальных сетях)

Проведение комплексной психологической диагностики с целью оценки структуры личности, наличия патопсихологических особенностей, бытовых и профессиональных навыков, потребностно-мотивационной и эмоциональной сфер, а также для инвалидов (детей-инвалидов) - психологической готовности к реабилитации или абилитации

Определение основных направлений психологической и социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния в соответствии с результатами проведенной психологической диагностики и обследования

Выявление условий, затрудняющих становление личности граждан, и коррекция их посредством психопрофилактики, психодиагностики, психокоррекции, консультирования и реабилитации (абилитации)

Подготовка психологических заключений и предоставление консультаций по результатам психологического обследования гражданам, в том числе родителям (законным представителям) детей до 18 лет

Разработка и реализация плана оказания адресной социально-психологической помощи в коррекции психологического состояния граждан для адаптации в социальной среде на основе индивидуальной программы предоставления социальных услуг и индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, ребенка-инвалида

Разработка и реализация плана социально-психологического сопровождения и оказания психологической помощи получателям социальных услуг, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе инвалидам (детям-инвалидам) в целях повышения реабилитационного потенциала и личностного развития

Оказание психологической помощи и поддержки гражданам и социальным группам - получателям срочных социальных услуг, услуг по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (детей-инвалидов) посредством социально-психологического и психологического консультирования

Оказание консультационной психологической помощи анонимно (в том числе с использованием телефона доверия) лицам, находящимся в кризисном или остром психологическом состоянии, направленной на развитие умения справляться с изменившимися условиями жизни, принимать на себя ответственность

Психологическое сопровождение процесса реабилитации (абилитации) инвалидов и детей-инвалидов

Коррекция неадекватных проявлений внутренней картины болезни и инвалидности, формирование у инвалидов (детей-инвалидов) психологической направленности на реабилитацию и абилитацию

Реализация психокоррекционной работы с целью адаптации граждан в среде обитания (обществе), преодоления или ослабления отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении

Разработка прогноза и рекомендаций коррекционной работы

Проведение психологических тренингов по формированию и развитию личностных качеств, необходимых для самостоятельной жизни и социализации

Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия населения

Осуществление социально-психологического патронажа в соответствии с планом-графиком посещений

Разработка и реализация тематических планов и/или программ работы групп взаимоподдержки, клубов общения, курирование групп взаимоподдержки, клубов общения и руководство их работой с целью оказания помощи гражданам (социальным группам) в выходе из состояния дискомфорта, поддержания и укрепления психического здоровья, повышения стрессоустойчивости, уровня психологической культуры в сфере межличностных отношений и общения

Осуществление мер психологической поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе разработка рекомендаций по повышению мотивации к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству, полному разрешению или снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации, повышению адаптации к существующим условиям, реализации профессиональной карьеры путем оптимизации психологического состояния

Проведение профориентационной работы в соответствии с требованиями стандарта государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования

Обеспечение конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о физических лицах <7>

Ведение документации и служебной переписки в соответствии с требованиями к отчетности, качеству ее представления

Необходимые умения

Разрабатывать планы реализации психологического сопровождения, психологических услуг и психологической помощи гражданам и социальным группам

Применять методы психологического консультирования, психологической диагностики

Консультировать ближайшее окружение инвалидов (детей-инвалидов) по вопросам психологической реабилитации и абилитации, обучать их способам применения полученных знаний по психологической реабилитации в домашних условиях

Выявлять и анализировать психическое состояние и индивидуальные психологические особенности личности, влияющие на поведение и взаимоотношения с окружающими людьми

Определять в ходе беседы имеющиеся у получателя социальных услуг проблемы и диагностировать уровень его мотивации к их преодолению

Составлять программы психологической реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов и граждан, реализующих раздел индивидуальной программы реабилитации или абилитации, по социальной, профессиональной реабилитации

Подбирать и применять набор диагностических методик и диагностического инструментария в соответствии с возрастными особенностями личности

Оказывать комплексные услуги медико-социальной реабилитации и абилитации совместно с членами мультидисциплинарной бригады

Подбирать и применять методы создания условий для полноценного психологического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в развитии личности

Анализировать полученные в результате диагностики данные, составлять психологическое заключение

Разрабатывать мероприятия по психологической реабилитации в программу реабилитации и абилитации инвалидов, детей-инвалидов

Проводить коррекционные мероприятия в соответствии с планом индивидуальной коррекционной работы на основе современных методик, форм и методов

Оценивать эффективность проведенных коррекционных мероприятий

Фиксировать результаты проведения психологической коррекции в рабочей документации

Проводить психологический тренинг с целью снятия последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности; привития социально ценных норм поведения людям, преодолевающим асоциальные формы жизнедеятельности; формирования адаптации к изменяющимся условиям, мотивации членов их семей на ведение здорового образа жизни

Проводить мероприятия по повышению мотивации безработных граждан к труду, активизации позиции по поиску работы и трудоустройству; снижению актуальности психологических проблем, препятствующих профессиональной и социальной самореализации; повышению адаптации к существующим условиям

Проводить работу, направленную на обеспечение психического здоровья и развития личности граждан

Проводить занятия в целях снятия состояния острого психологического дискомфорта/стресса, снижения психологического дискомфорта и уровня агрессии/страха

Оказывать психологическую поддержку лицам для выхода из трудных жизненных ситуаций

Разрабатывать программы индивидуальной работы с учетом конкретных профессиональных задач

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц

Использовать современные технологии работы с базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Оформлять профессиональную документацию и отчетность

Необходимые знания

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения граждан и социальных групп, психологической помощи гражданам и социальным группам

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Программы, направленные на обеспечение реализации в регионе комплекса услуг ранней помощи; порядок разработки и реализации индивидуальной программы ранней помощи

Методы и способы оценки психического состояния людей

Методики (инструкции, программы) организации и проведения коррекционных мероприятий в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями

Методики применения специального оборудования и компьютерных программ при проведении диагностики и коррекции психологического состояния личности

Методы мотивации к активности, здоровому образу жизни, психологической поддержки жизненного тонуса личности

Основные методы содействия в мобилизации физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов личности для выхода из кризисного состояния

Методы формирования мотивации к труду и обучению

Психология кризисных состояний (концепции, подходы, факторы, методы и методики работы), психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций (подходы, проблемы, виды помощи, последствия)

Психология малых групп (виды, взаимоотношения в малых группах, давление в группе), психология этнических общностей, конфликтология

Психология семьи и семейных отношений (подходы, онтология, структура семьи, этапы ее развития, особенности взаимоотношений)

Психология зависимости, девиантология

Возрастная психология, основы геронтологии

Современные направления молодежного движения (виды молодежных групп, их интересы, занятия и способы проведения свободного времени)

Проблемы социализации (концепции, подходы, признаки нарушений социализации, последствия, виды помощи)

Особенности развития личности в неблагоприятной социальной ситуации

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Типологии проблем разной этиологии (социальных, социально-медицинских, социально-правовых, педагогических) у граждан

Инфраструктура муниципального образования, ресурсы местного сообщества для поддержки отдельных лиц и социальных групп

Технологии, методы и формы оказания психологической помощи при нарушениях социализации

Основы психологического консультирования (виды, формы, методы)

Основы проведения психологического тренинга (методология, проведение, результаты, эффекты)

Современные требования к отчетности и качеству представления документации

Требования к конфиденциальности личной информации, хранению и оперированию персональными данными физических лиц

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.1.2. Трудовая функция

Наименование

Психологическая помощь семьям с детьми и их социально-психологическое сопровождение

Код

A/02.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка и реализация индивидуальных программ психологического сопровождения граждан, в том числе законных представителей несовершеннолетних детей

Консультативная, психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение лиц из числа детей, завершивших пребывание в организации для детей-сирот

Психологическое консультирование родителей или лиц, их замещающих, по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи несовершеннолетним в преодолении социально-психологических проблем

Реализация психологической помощи, направленной на активизацию потенциала членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и/или реабилитации (абилитации)

Оказание психологической помощи и социально-психологического сопровождения семьям, воспитывающим детей-инвалидов

Психологическая помощь и социально-психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации

Оказание профилактической психологической помощи семье и ребенку

Установление и поддержание необходимых контактов, в том числе с членами семей, воспитывающих детей, испытывающих трудности в социальной адаптации, учебными заведениями или работодателями

Формирование совместно с ведомствами социально-реабилитационного пространства, в том числе с участием ближайшего окружения семей с детьми

Разработка рекомендаций и проведение занятий с целью содействия семьям с детьми в развитии навыков, необходимых для решения социальных и личных проблем

Проведение психологического обследования семей с детьми (в том числе, анкетирования и тестирования)

Проведение психологической подготовки кандидатов в замещающие семьи, а также психологической подготовки детей к устройству в замещающую семью

Подготовка психологического заключения о возможности стать замещающими родителями

Оказание консультационной психологической помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка

Необходимые умения

Устанавливать контакт с разными категориями семей с детьми, в том числе с использованием русского жестового языка

Подбирать эффективные формы и методы психологической помощи семьям с детьми в соответствии с поставленными задачами

Разрабатывать и реализовывать программы в форме групповых и индивидуальных психологических занятий для семей с детьми по вопросам отклонений в поведении и развитии детей (тренинги, дискуссии, разбор ситуаций, ролевые и деловые игры)

Проводить консультирование по психологическим проблемам функционирования замещающих семей

Применять способы и методы психологической поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов

Разрабатывать рекомендации по организации социально-реабилитационного пространства для семей с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, и согласовывать их со специалистами межведомственной группы и ближайшим окружением семьи

Оказывать психологическую поддержку семьям с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации

Проводить психологические и социально-психологические мероприятия по активизации собственных реабилитационных ресурсов членов семей с детьми, признанными нуждающимися в социальном обслуживании и (или) реабилитации

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов оказания психологической помощи семьям с детьми

Обрабатывать и хранить персональные данные физических лиц

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации и международные документы в области защиты прав детей

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Порядок предоставления социальных услуг

Основы социальной психологии, психологии малых групп, психологии личности

Проблемы социализации на разных ступенях развития ребенка, нарушения социализации (дезадаптация, депривация)

Особенности адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях

Основы русского жестового языка как лингвистической системы

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Возрастная психология (характеристика возрастных периодов развития, особенности развития, нарушения развития), педагогическая психология, основы геронтологии, психодиагностика, патопсихология

Психология семьи (структура, функции, этапы, проблемы внутрисемейных отношений)

Психология горя, потери, утраты и проявления в поведении детей и взрослых пережитых травм

Психология кризисных состояний, последствий пережитых кризисных ситуаций, их проявлений в поведении

Психология воспитания (семейное воспитание, институциональное воспитание), роли и функции родителей

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания, в том числе социокультурные группы глухих)

Инструментарий, методы работы с семьей

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Границы компетенции разных специалистов, работающих с семьей, границы автономности семьи/вмешательства со стороны специалистов

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

Принимать все меры для восстановления внутрисемейных связей, подготовки ребенка к возврату в кровную семью или устройству в замещающую семью <8>

3.1.3. Трудовая функция

Наименование

Разработка и реализация программ повышения психологической защищенности и предупреждения психологического неблагополучия отдельных лиц и социальных групп

Код

A/03.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Проведение мероприятий по профилактике асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности

Проведение мероприятий по информационно-психологической безопасности личности в информационном обществе

Проведение работы по психологической поддержке детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении

Разработка плана мероприятий социальной рекламы, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних

Информирование общественности о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", телефоны службы анонимного консультирования абонентов

Необходимые умения

Разрабатывать психолого-педагогические программы профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми

Проводить социально-психологическую профилактику и коррекцию девиаций и аддикций поведения, программы коррекции и предупреждения асоциального поведения, в том числе с использованием русского жестового языка среди неслышащих

Разрабатывать методические материалы по реализации программ профилактической психологической работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Применять современные технологии социально-психологической профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми

Оказывать индивидуализированную психологическую помощь семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, на основе приоритета воспитания ребенка в родной семье

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Разрабатывать программы профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность

Необходимые знания

Нормативные правовые акты, регламентирующие организацию и реализацию социально-психологического сопровождения, психологической помощи семьям с детьми

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Меры профилактики асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, подростковой и молодежной преступности

Меры профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Меры профилактики межэтнической, межконфессиональной и социально-имущественной напряженности в социальной сфере в соответствии с современными цивилизационными вызовами

Меры профилактики интернет-зависимости у подростков, предупреждения рисков их вовлечения в социально неодобряемые действия и противоправную деятельность

Методы индивидуализированной психологической помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Основы социальной и психологической реабилитации

Основы русского жестового языка как лингвистической системы

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.1.4. Трудовая функция

Наименование

Оказание психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологическое сопровождение профессиональной деятельности

Код

A/04.6

Уровень (подуровень) квалификации

6

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка планов, согласование форм и условий оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, планов психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Проведение в трудовом коллективе опросов и исследований в связи с должностными обязанностями

Выявление и анализ неблагоприятных психологических факторов в профессиональной деятельности

Проведение с сотрудниками психологической работы, включающей формирование психологических качеств, способствующих выполнению поставленных задач, психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов

Осуществление профилактики межличностных и межгрупповых конфликтов на основе изучения факторов, влияющих на эффективность и качество труда, работоспособность и удовлетворенность работников

Проведение психологических тренингов в целях повышения эффективности работы сотрудников организации (тренинги командообразования, групповой сплоченности)

Оказание индивидуальной психологической помощи специалистам органов и организаций социальной сферы в предупреждении и разрешении профессиональных и личностных проблем

Проведение адресной работы по повышению социально-психологической компетентности, коррекции неадаптивного поведения и эмоциональных расстройств

Выявление потребностей обучения и развития персонала организаций

Осуществление сопровождения различных форм профессионального обучения

Консультирование по вопросам психологических аспектов выбора и сопровождения карьеры, набора, отбора и расстановки кадров, аттестации, работы с кадровым резервом

Разработка и реализация в пределах должностных обязанностей программы инструктирования персонала организации (учреждения) по вопросам оказания на объекте помощи инвалидам (детям-инвалидам) и маломобильным группам населения

Разработка рекомендаций по предупреждению негативных психофизиологических, стрессовых состояний, аварий и несчастных случаев

Необходимые умения

Осуществлять документационное и методическое сопровождение деятельности по оказанию психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Планировать и проводить комплексную психологическую диагностику работников органов и организаций социальной сферы для определения особенностей психической сферы, включая интеллект, способности, склонности, возможности

Проводить психологическую подготовку персонала применительно к конкретным видам задач, в том числе по формированию психологической устойчивости к действию психотравмирующих факторов

Проводить психологический анализ и оценку результативности деятельности персонала организаций в соответствии с требованиями к виду профессиональной деятельности

Применять на практике методы андрагогики, индивидуальной и групповой работы для психологической помощи сотрудникам и повышения эффективности профессиональной деятельности

Определять и оптимизировать факторы, влияющие на удовлетворенность работников условиями труда и их мотивацию к профессиональному росту

Проводить оценку эффективности оказания психологической помощи работникам органов и организаций социальной сферы, психологического обеспечения управления и психологического сопровождения профессиональной деятельности

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Оформлять документацию, осуществлять служебную переписку в соответствии с требованиями к документам

Необходимые знания

Нормативные правовые акты, регламентирующие профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи в организациях социальной сферы

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Социальная психология, психология малых групп, методология индивидуальных консультаций и тренингов (специфика, виды, длительность)

Порядок предоставления социальных услуг

Методы и способы психодиагностики и психологического консультирования, обучения взрослых

Методы общей психологической подготовки сотрудников

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Основные теории оказания психологической помощи персоналу организаций

Основные принципы, типы, стратегии и тактические приемы ведения переговоров

Психология личности, организационная психология, психология управления, психология маркетинга, конфликтология

Прикладная психология

Основы геронтологии, психологии общения

Требования к конфиденциальности информации, хранению и использованию персональных данных

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.2. Обобщенная трудовая функция

Наименование

Организация предоставления и управление предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Код

B

Уровень квалификации

7

Происхождение обобщенной трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Возможные наименования должностей, профессий

Начальник отдела

Руководитель центра

Руководитель службы

Директор центра психолого-педагогической поддержки

Руководитель центра психологической поддержки

Требования к образованию и обучению

Высшее образование - специалитет или магистратура

или

Высшее образование - специалитет или магистратура (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование - программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности

Требования к опыту практической работы

Не менее трех лет в сфере социальной защиты и социального обслуживания или в сфере образования

Особые условия допуска к работе

К трудовой деятельности с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации

Другие характеристики

-

Дополнительные характеристики

Наименование документа

Код

Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности

ОКЗ

1344

Руководители служб в сфере социального обеспечения

ЕКС

-

Начальник отдела социального развития

ОКПДТР

24705

Начальник отдела (функционального в прочих областях деятельности)

26166

Руководитель педагогических программ

ОКСО

5.37.04.01

Психология

5.37.04.02

Конфликтология

6.44.04.02

Психолого-педагогическое образование

5.37.05.01

Клиническая психология

5.37.05.02

Психология служебной деятельности

6.44.05.01

Педагогика и психология девиантного поведения

3.2.1. Трудовая функция

Наименование

Организация предоставления социально-психологического сопровождения социально уязвимым слоям населения и получателям социальных услуг и оказания им психологической помощи

Код

B/01.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка планов предоставления социально-психологической помощи получателям социальных услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения, осуществление контроля за их реализацией

Консультирование по различным вопросам, связанным с предоставлением социально-психологической помощи

Координация, планирование предоставления социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения

Контроль за предоставлением социально-психологической помощи детям, их родителям (законным представителям), молодежи в целях повышения психологической защищенности молодого поколения

Координация, планирование психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

Контроль за психологической реабилитацией несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

Оказание помощи в создании оптимальных условий для развития интеллектуальных способностей и нравственных качеств детей, нуждающихся в социально-психологической защите

Обеспечение и контроль повышения профессиональной компетенции и квалификации специалистов, оказывающих социальные услуги

Организация и контроль проведения работы по психологическому консультированию, в том числе по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

Организация работы по проведению диагностики состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Организация и контроль обеспечения конфиденциальности полученных в результате деятельности сведений о клиенте

Обобщение полученной информации, формирование прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Разработка программ психокоррекционной работы, направленных на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Необходимые умения

Применять принципы и методы управления деятельностью по предоставлению социально-психологических услуг и психологической помощи социально уязвимым слоям населения

Разрабатывать нормативные требования к реализации разных видов социально-психологического сопровождения и психологической помощи (консультирование, диагностика, коррекция, профилактика и просвещение)

Применять технологии управления в области психологической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, молодых граждан, отбывших наказание в местах лишения свободы, молодежи, нуждающейся в поддержке в связи с безработицей

Разрабатывать систему мероприятий, направленных на профилактику асоциального и деструктивного поведения подростков и молодежи, психологическую поддержку детей и молодежи, находящихся в социально опасном положении, обеспечивать и контролировать их реализацию

Применять методы сбора и анализа данных исследования динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Управлять механизмом формирования прогноза степени благополучия состояния и динамики психологического здоровья населения, проживающего в субъекте Российской Федерации, муниципальном образовании

Разрабатывать программы профилактической и психокоррекционной работы, направленные на улучшение состояния и динамики психологического здоровья населения

Устанавливать и поддерживать контакты с образовательными организациями, социальными службами, учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел, учреждениями уголовно-исполнительной системы (следственными изоляторами, воспитательными колониями и уголовно-исполнительными инспекциями)

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Оформлять необходимую документацию, отчетность, служебную переписку в соответствии с требованиями

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами (компьютерными программами, информационно-поисковыми системами)

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

Документы, необходимые в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления социально-психологической помощи

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Менеджмент организации, психология управления и правила управления персоналом

Регламенты межведомственного взаимодействия на муниципальном уровне

Методы организации предоставления и управления предоставлением социально-психологического сопровождения и психологической помощи отдельным лицам и социальным группам

Система социальных служб на территории, инфраструктура социальной защиты детства

Стандарты оформления документации, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения

Система профилактики негативных социальных явлений, подростковой и молодежной преступности

Система психологической помощи по вопросам семейных отношений, психолого-педагогической помощи, проблемам психологического здоровья

Методы диагностики обстоятельств, вызывающих потребность в социальном обслуживании, нарушений социализации, реабилитации

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Методы и методики, способы и технологии психологической работы, их отличия, специфика их применения

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.2.2. Трудовая функция

Наименование

Организация мониторинга психологической безопасности и комфортности среды жизнедеятельности отдельных лиц и социальных групп

Код

B/02.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка программ и плана-графика проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц (социально-психологического патронажа) на основе индивидуальной программы сопровождения

Разработка и утверждение целей и задач проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц, определение необходимого методического инструментария

Организация проведения мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания отдельных лиц и анализа полученных данных

Разработка психологических рекомендаций по минимизации социальных рисков

Проведение оценки эффективности работы специалистов социальной сферы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

Оценивать риски и факторы социальной и психологической напряженности

Разрабатывать методы психологической оценки в целях мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Организовывать работу группы специалистов по оказанию психологической помощи лицам по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания с целью снижения социальной и психологической напряженности

Разрабатывать аналитические материалы по результатам мониторинга психологической безопасности и комфортности среды проживания

Организовывать профилактическую работу по снижению социальной и психологической напряженности среды проживания

Организовывать индивидуальное и групповое консультирование по проблемам снижения напряженности среды проживания

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

Порядок предоставления социальных услуг

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Основы психологической безопасности среды

Социальная психология, психология малых групп

Психология личности

Психология кризисных состояний

Психология экстремальных ситуаций, психологические основы рискологии, психология горя, потери, утраты

Национальные, этнокультурные и конфессиональные особенности и народные традиции населения

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации, характеристики социальной среды

Современные направления молодежных движений

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.2.3. Трудовая функция

Наименование

Организация работы по созданию системы психологического просвещения населения

Код

B/03.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Разработка программы психологического просвещения населения

Подготовка информации (буклетов, бюллетеней, листовок) о перечне психологических услуг и возможности их получения

Проведение мероприятий научно-практического, методического, организационного и обучающего характера по проблемам психологического просвещения, повышения уровня базовых психологических знаний населения

Организация психологического просвещения и консультирования граждан, направленного на формирование сознательного подхода к выбору профессии на основе комплексного изучения личности с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей, интересов, склонностей

Организация работы по созданию системы психологического просвещения работников органов и организаций социальной сферы

Организация и проведение бесед, лекций, встреч с гражданами с целью формирования у них потребности в психологических знаниях (основах самопознания, самовоспитания, закономерностей и условий благоприятного психического развития) и их использовании в интересах развития собственной личности или в интересах близких людей

Организация просветительной работы по профилактике негативных явлений, подростковой и молодежной преступности

Организация просветительной работы по психологическим основам противодействия угрозам современной информационно-телекоммуникационной среды

Подготовка для средств массовой информации сведений о психологических услугах в социальной сфере (пресс-релизы, интервью, передачи на теле- и радиоканалах)

Разъяснение различных психологических технологий работы с подростками и молодежью специалистам системы социальной защиты, органов образования, правоохранительных органов и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

Организация групповых и индивидуальных информационных консультаций о возможности получения психологических услуг

Привлечение к участию в психологическом просвещении граждан, успешно завершивших программы психологической помощи

Обобщение и оценка результатов работы по психологическому просвещению в целях ее совершенствования, разработки и распространения методических рекомендаций

Учет и фиксация проведенных работ в документации

Необходимые умения

Анализировать обращения и запросы населения, учреждений социального обслуживания населения по вопросам психологического просвещения

Разрабатывать план и программу психологического просвещения с учетом результатов мониторинга психологической безопасности и комфортности среды

Создавать информационные материалы в целях психологического просвещения населения

Осуществлять организацию мероприятий, проектов и программ, ориентированных на повышение мотивации граждан в получении психологической помощи

Проводить психологическую информационно-просветительную деятельность среди населения

Использовать разные формы и методы психологического просвещения, в том числе активные методы (игры, упражнения, тренинги)

Применять методы преодоления коммуникативных, образовательных, этнических, конфессиональных барьеров и барьеров в проведении психологического просвещения

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Подбирать и разрабатывать инструментарий для оценки результативности работы по психологическому просвещению и возможностей оказания психологических услуг

Оценивать результативность психологического просвещения, не нарушая этических норм и прав человека

Применять современные технологии работы с информацией, сетевыми ресурсами, информационными системами и программами

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

Нормативные правовые акты, регламентирующие оказание социальных услуг, услуг по реабилитации и/или абилитации инвалидов

Задачи, решаемые конкретными органами и организациями социальной сферы

Порядок предоставления социальных услуг

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Психология личности, основы геронтологии, психологии общения, психодиагностика, патопсихология

Социальная психология, психология малых групп

Национальные и региональные особенности быта и семейного воспитания (народные традиции, этнокультурные и конфессиональные особенности воспитания)

Психология семьи, консультирования семьи, кризисов семьи

Проблемы социализации, социальной адаптации и дезадаптации, характеристики социальной среды

Технологии психологической работы с десоциализированными группами подростков и молодежи

Современные направления молодежных движений

Основы безопасности жизнедеятельности человека и окружающей среды

Психология кризисных состояний, психологические аспекты рискологии, психология горя, потери, утраты

Психология экстремальных ситуаций

Основы документоведения, современные требования к отчетности и качеству представления документации

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

3.2.4. Трудовая функция

Наименование

Подготовка и координация работы межведомственных групп по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам

Код

B/04.7

Уровень (подуровень) квалификации

7

Происхождение трудовой функции

Оригинал

X

Заимствовано из оригинала

Код оригинала

Регистрационный номер профессионального стандарта

Трудовые действия

Создание условий для выявления проблем межведомственного характера в социальной сфере

Подготовка предложений по формированию мультидисциплинарной группы специалистов для оказания комплексной социальной, в том числе психологической, помощи отдельным лицам и социальным группам

Разработка совместно со специалистами междисциплинарного профиля программ оказания комплексной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам на основе межведомственного взаимодействия

Консультирование и психологическая подготовка специалистов по основам межведомственного взаимодействия и предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Проведение психологической оценки эффективности деятельности специалистов по предоставлению психологической помощи, оказанию социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам в ходе межведомственного взаимодействия

Привлечение профильных специалистов - переводчиков русского жестового языка с целью оказания адресной помощи лицам с нарушением слуха

Учет и фиксация в документах результатов работы

Необходимые умения

Подбирать эффективные формы и методы психологической подготовки специалистов к межведомственному характеру работы в соответствии с поставленными задачами

Разрабатывать программы подготовки специалистов по основам межведомственного взаимодействия в ходе оказания социальной, в том числе психологической, помощи и социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Осуществлять подготовку специалистов по межведомственному взаимодействию с учетом их уровня квалификации

Оценивать необходимость привлечения переводчика русского жестового языка в случае недостаточного уровня владения жестовым языком у штатных специалистов

Консультировать отдельных специалистов по вопросам межведомственного взаимодействия

Взаимодействовать с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), а также оказывать им необходимую помощь в преодолении барьеров, имеющихся в организации

Оформлять документацию и осуществлять служебную переписку

Использовать современные технологии работы с информацией, базами данных и информационными системами для решения вопросов организации межведомственного взаимодействия, предоставления психологической помощи, оказания социально-психологических услуг отдельным лицам и социальным группам

Необходимые знания

Законодательство Российской Федерации в сфере социального обслуживания, правовые основы оказания разных видов психологической помощи

Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья

Нормативные правовые акты по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации

Социальная психология, психология малых групп

Методология командной работы

Порядок предоставления социальных услуг

Порядок взаимодействия и этика общения с лицами, признанными инвалидами (детьми-инвалидами), включая порядок оказания им помощи в преодолении барьеров на объекте и в обеспечении доступности услуг

Психология личности

Психология управления, организационная психология

Регламенты межведомственного взаимодействия и правила обмена профессиональной информацией между специалистами разных ведомств

Технологии работы в команде, организации деятельности специалистов разных ведомств

Методы активизации социальных, психологических ресурсов для подготовки специалистов межведомственного взаимодействия

Техники эффективной коммуникации со специалистами

Конфликтология (виды конфликтов, способы разрешения)

Технология разрешения конфликтов

Другие характеристики

Соблюдать требования профессиональной этики

IV. Сведения об организациях - разработчиках

профессионального стандарта

4.1. Ответственная организация-разработчик

ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", город Москва

Ректор

Марголис Аркадий Аронович

4.2. Наименования организаций-разработчиков

1

АНО "Центральный научно-исследовательский институт русского жестового языка", город Москва

2

АНОО ВО "Институт социального образования", город Воронеж

3

ГБОУ Московской области "Академия социального управления", город Москва

4

ГБУ "Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства "Отрадное" Департамента социальной защиты населения, город Москва

5

ГОУ ВО Московской области "Московский государственный областной университет", город Москва

6

Общероссийская общественная организация "Федерация психологов образования России", город Москва

7

ООО Консалтинговая группа "Инновационные решения", город Барнаул

8

Совет по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения, город Москва

9

ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет", город Екатеринбург

10

ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, город Москва

11

ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России, город Санкт-Петербург

12

ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, город Москва

--------------------------------

<1> Общероссийский классификатор занятий.

<2> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

<3> 331 и 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

<4> Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.

<5> Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

<6> Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

<7> Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".

<8> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р.