Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Приказ Минтруда России от 09.01.2020 N 3 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 9 января 2020 г. N 3

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ

ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ,

А ТАКЖЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НЕ СОСТОЯЩИХ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАТИВШИХСЯ

В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

В целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14 декабря 2018 г. N 3, приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по реализации мероприятий по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости.

Министр

М.ТОПИЛИН

Утверждены

приказом Министерства труда

и социальной защиты

Российской Федерации

от 9 января 2020 г. N 3

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕОБУЧЕНИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ОТПУСКЕ

ПО УХОДУ ЗА РЕБЕНКОМ В ВОЗРАСТЕ ДО ТРЕХ ЛЕТ,

А ТАКЖЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,

НЕ СОСТОЯЩИХ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ И ОБРАТИВШИХСЯ

В ОРГАНЫ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ

I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации разработаны в целях унификации подходов к разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости (далее - женщины), в рамках реализации федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного, образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Демография" от 14 декабря 2018 г. N 3.

2. Настоящие методические рекомендации включают следующие разделы:

1) единые подходы к разработке мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин;

2) механизм организации переобучения и повышения квалификации женщин;

3) основные показатели для оценки эффективности реализуемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин;

4) сведения об источниках финансирования мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин;

5) порядок проведения мониторинга реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин.

3. Под дошкольным возрастом подразумевается возрастной диапазон от 0 до 7 лет.

II. Единые подходы к разработке мер, направленных

на организацию переобучения и повышения квалификации женщин

4. Для разработки субъектами Российской Федерации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатываются региональные проекты "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" (далее - региональные проекты), утверждаемые в установленном порядке, включающие следующие направления:

организация переобучения и повышения квалификации женщин;

стимулирование организации коллективных офисов для работы и совмещенного общения лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, в том числе находящихся в отпуске по уходу за ребенком, с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и благотворительных фондов;

подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий для женщин, в том числе при реализации органами службы занятости мероприятия по переобучению и повышению квалификации;

организация информационно-разъяснительной работы и создание на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации раздела, содержащего актуальную информацию об организации переобучения и повышения квалификации женщин;

проведение социологических опросов и анализ статистических данных в целях определения потребности женщин в переобучении и повышении квалификации;

проведения мониторинга потребности женщин в переобучении и повышении квалификации, а также в организации присмотра за детьми.

5. Разработка регионального проекта осуществляется на основании паспорта федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".

6. Для женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, в период обучения предусмотрена выплата стипендии. Расчетный размер стипендии равен минимальному размеру оплаты труда, установленному Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", увеличенному на районный коэффициент. Стипендия выплачивается ежемесячно за дни фактического обучения. При расчете стоимости сертификата также могут учитываться средства на выплату стипендии.

7. В случае если женщина в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет прошла профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", и по достижении ребенком возраста трех лет (выход из отпуска по уходу за ребенком в возрасте трех лет) решила сменить место работы, т.е. на момент обращения в орган службы занятости не состояла в трудовых отношениях, она может быть направлена на переобучение и повышение квалификации в рамках реализации регионального проекта.

8. Органами службы занятости формируется реестр женщин и организуется их учет. В указанный реестр предлагается включать персонифицированные данные женщин.

9. В рамках реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации в рамках региональных проектов повторное обучение женщин не допускается.

III. Механизм организаций переобучения и повышения

квалификации женщин

10. Обучение женщин, самостоятельно обратившихся в органы службы занятости и получивших направление в организации, осуществляющие образовательную деятельность, имеющие лицензии на образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам и участвующие в региональных проектах (далее - образовательная организация, участвующая в региональном проекте), осуществляется в соответствии с механизмом, включающим следующие этапы:

обращение женщины, желающей пройти обучение, в органы службы занятости;

проведение органами службы занятости работы по профилированию и консультированию женщин в зависимости от профиля ее предыдущей или настоящей профессиональной деятельности и уровня образования в целях подбора образовательной программы;

выбор органами службы занятости наиболее подходящего по уровню квалификации, форме и срокам обучения варианта и заключение с женщиной и образовательной организацией, участвующей в региональном проекте, договора на обучение;

получение женщиной направления в образовательную организацию, участвующую в региональном проекте.

11. В случае организации переобучения и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, выбор образовательной организации, участвующей в региональном проекте, осуществляется органами службы занятости на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом обязательным требованием к образовательной организации, участвующей в региональном проекте, является наличие лицензии на образовательную деятельность.

12. С образовательными организациями, участвующими в региональном проекте, заключаются договоры об обучении. В договоре указываются сведения о наименовании образовательной организации, образовательных программах, включающих в том числе информацию о возможности организации дистанционного обучения, профессиях (специальностях), продолжительности обучения, виде обучения, сроке обучения, месторасположении, номерах контактных телефонов. Период обучения должен составлять не более 6 месяцев.

13. Субъектами Российской Федерации может быть реализован механизм образовательных сертификатов, когда женщина самостоятельно определяет вариант образовательной программы из возможных вариантов и обращается в орган службы занятости для получения образовательного сертификата, позволяющего освоить эту образовательную программу в пределах территории субъекта Российской Федерации в удобное время в любой из образовательных организаций, участвующих в региональном проекте.

14. Органы службы занятости формируют для участников региональных проектов, получивших образовательный сертификат, рекомендуемый перечень образовательных организаций, участвующих в региональном проекте, для самостоятельного выбора образовательной организации.

15. Образовательный сертификат выдается при наличии заключенного соглашения между женщиной и представителем органа службы занятости. В соглашении указываются условия использования сертификата, проведения оплаты обучения, контроля за результатом обучения и другая информация.

16. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется предусматривать возможность использования механизма выдачи персонифицированных образовательных сертификатов при разработке порядков расходования средств субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, утверждаемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

17. Субъектами Российской Федерации может быть реализован механизм обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, по направлению работодателей. С целью развития профессиональных навыков (компетенций) работников работодатель обращается в органы службы занятости для заключения соглашения об организации обучения своих работников. Такой работодатель самостоятельно организует обучение в своем специализированном структурном образовательном подразделении, имеющем лицензию на осуществление образовательной деятельности, либо заключает соответствующий договор с образовательной организацией, участвующей в региональном проекте.

18. При организации обучения возможно использование дистанционного обучения, которое позволяет обеспечить экономию времени (не требуется тратить время на поездки к месту учебы), снижение затрат на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений), возможность одновременного обучения большого количества учащихся, повышение качества обучения за счет применения современных средств и технологий.

19. По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится итоговая аттестация (квалификационный экзамен) обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. По результатам итоговой аттестации выдаются соответствующие документы о квалификации.

IV. Основные показатели для оценки эффективности

реализуемых органами исполнительной власти субъектов

Российской Федерации мер, направленных на организацию

переобучения и повышения квалификации женщин

20. Оценка эффективности реализации мер, направленных на организацию переобучения и повышения квалификации женщин, проводится методом сравнительного анализа изменений значений следующих показателей:

"уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста";

"уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет";

"численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование";

"доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости".

21. Показатель "уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" рассчитывается как отношение численности занятых женщин, имеющих детей дошкольного возраста, к общей численности женщин, имеющих детей дошкольного возраста, рассчитанное в процентах.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование указанного показателя, является Федеральная служба государственной статистики.

Расчет показателя осуществляется в соответствии с методикой расчета показателей "Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" и "Уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" по данным выборочного обследования рабочей силы, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 октября 2019 г. N 639.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

22. Показатель "уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" рассчитывается как отношение численности занятых женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, к общей численности женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, рассчитанное в процентах.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование показателя, является Федеральная служба государственной статистики.

Расчет указанного показателя осуществляется в соответствии с методикой расчета показателей "Уровень занятости женщин, имеющих детей дошкольного возраста" и "Уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет" по данным выборочного обследования рабочей силы, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 31 октября 2019 г. N 639.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

23. Подсчет показателя "численность женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, прошедших профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование" осуществляется Федеральной службой по труду и занятости на основании данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Субъектом официального статистического учета, ответственным за формирование данного показателя, является Федеральная служба по труду и занятости.

Рост значения указанного показателя в отчетном году по сравнению с предыдущим годом свидетельствует об эффективности принятых мер.

24. Показатель "доля приступивших к трудовой деятельности в общей численности прошедших переобучение и повышение квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости" рассчитывается как отношение численности приступивших к трудовой деятельности женщин, прошедших переобучение и повышение квалификации, к общей численности женщин, прошедших переобучение и повышение квалификации, рассчитанное в процентах.

Значение указанного показателя для всех субъектов Российской Федерации должно составлять не менее 70 процентов.

25. Значения показателей анализируются в динамике за отчетный год. Оценка показателей производится путем сравнения их значений в отчетном году о значениями предыдущего года

V. Сведения об источниках финансирования мероприятий

по переобучению и повышению квалификации женщин

26. Финансовое обеспечение расходов на реализацию региональных проектов осуществляется за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография".

27. Распределение и предоставление субсидий из средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет", входящего в состав национального проекта "Демография" по организации переобучения и повышения квалификации женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости, приведенными в приложении N 30 к государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" (далее - Правила).

28. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливается в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2019 г. N 2468-р.

29. В соответствии с Правилами органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается и утверждается порядок расходования субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

VI. Порядок проведения мониторинга реализации мероприятий

по переобучению и повышению квалификации женщин

30. Мониторинг реализации мероприятий по переобучению и повышению квалификации женщин рекомендуется осуществлять в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации", а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.