Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Постановление Минтруда России от 22.01.2001 N 10 (ред. от 12.02.2014) "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях"

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 января 2001 г. N 10

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ НОРМАТИВОВ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Министерство труда и социального развития Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, разработанные Центральным бюро нормативов по труду Минтруда России, согласно Приложению.

2. Установить, что Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях рекомендуются для применения во всех организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

3. Центральному бюро нормативов по труду Минтруда России обеспечить издание необходимого количества указанных Межотраслевых нормативов численности в соответствии с заявками организаций.

Министр труда

и социального развития

Российской Федерации

А.ПОЧИНОК

Приложение

Утверждены

постановлением Минтруда России

от 22 января 2001 г. N 10

МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ НОРМАТИВЫ

ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА

В ОРГАНИЗАЦИЯХ <1>

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (далее - нормативы численности) предназначены для определения и обоснования необходимой численности работников службы охраны труда, установления должностных обязанностей, распределения работы между работниками и рекомендуются для применения в организациях независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.

--------------------------------

<1> Бюллетень Минтруда России, 2001, N 2, с. 32. Межотраслевые нормативы публикуются по просьбе читателей.

1.2. Нормативы численности предусматривают также и условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации (специалист, бюро, отдел).

1.3. Нормативы численности охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации:

управление охраной труда;

организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

организация и участие в проведении специальной оценки условий труда;

организация пропаганды по охране труда;

проведение вводного инструктажа;

организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников;

планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда;

участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

расследование и учет несчастных случаев.

1.4. В основу разработки нормативов численности положены:

данные оперативного учета и статистической отчетности служб охраны труда;

материалы изучения существующей организации труда в структурных подразделениях.

1.5. Утратил силу. - Приказ Минтруда России от 12.02.2014 N 96.

1.6. Наименования должностей работников службы охраны труда установлены в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными постановлением Минтруда России от 6 июня 1996 г. N 32.

1.7. Нормативы численности предусмотрены для должностей начальника отдела (бюро) и специалистов всех категорий.

1.8. Нормативная численность работников санитарно-промышленных лабораторий и санитарных врачей данными нормативами численности не предусмотрена.

1.9. Указанные в нормативах численности числовые значения с указанием "до" следует понимать включительно.

1.10. В тех случаях, когда отдельные производственные подразделения организации удалены друг от друга на расстояние от 0,5 до 1,5 км, к численности работников службы охраны труда, рассчитанной по нормативам численности, следует устанавливать коэффициент 1,2, а на расстоянии от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

1.11. В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше число работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под обособленной производственной структурой в нормативах численности следует считать предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

Работники службы охраны труда в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором и соглашением по охране труда организации, нормативной документацией организации и осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими службами организации, а также совместным комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, органами государственного управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда.

Организация труда работников службы охраны труда предусматривает строгую регламентацию их должностных обязанностей и закрепление за каждым из них определенных структурных подразделений или направлений работы.

Рабочее место работника службы охраны труда рекомендуется оборудовать столом, стулом, книжным шкафом для хранения документов, персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). Работник должен быть обеспечен телефонной связью и необходимыми канцелярскими принадлежностями, нормативно-справочной литературой, приборами оперативного контроля опасных и вредных производственных факторов, необходимыми для соответствующего вида производства с учетом специфики работ.

3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Создание службы охраны труда

3.1.1. Служба охраны труда находится непосредственно в подчинении работодателя. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников функции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной численностью работников 3 - 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной численностью работников от 6 единиц и более.

3.1.2. Руководство службой охраны труда осуществляет начальник отдела (бюро) охраны труда, который:

планирует и организует работу отдела (бюро), разрабатывает должностные инструкции работников, несет персональную ответственность за эффективное и качественное выполнение возложенных на отдел (бюро) задач и функций, отвечает за представление отчетности, координирует работу уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива;

обеспечивает своевременное рассмотрение представляемых документов, писем, предложений, заявлений по вопросам, входящим в компетенцию отдела (бюро);

представляет работодателю предложения по вопросам подбора и расстановки кадров, поощрения отличившихся работников или применения дисциплинарных взысканий к работникам за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

обеспечивает систематическое повышение квалификации работников отдела (бюро).

3.2. Основные направления деятельности работников службы охраны труда

В состав основных направлений деятельности работников службы охраны труда организации входят:

3.2.1. Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, состоящих из:

изучения и анализа причин аварий и производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний; участия в расследовании аварий и несчастных случаев на производстве и разработке мероприятий по предупреждению и устранению причин производственного травматизма, а также в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью работника в результате несчастного случая на производстве или профзаболевания; контроля за выполнением мероприятий по устранению причин производственного травматизма;

доведения приказов и других руководящих документов вышестоящих организаций по предупреждению производственного травматизма до сведения работников организации; подготовка проектов приказов руководства организации, предписаний и других документов по вопросам, касающимся охраны труда в организации.

Таблица 1

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1 000

1 001 - 3 500

5 001 и свыше

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,13

0,14

0,16

-

-

-

2

501 - 750

0,14

0,16

0,17

-

-

-

3

751 - 1 000

0,16

0,17

0,19

-

-

-

4

1 001 - 1 500

0,19

0,21

0,24

0,27

-

-

5

1 501 - 3 000

0,28

0,31

0,34

0,37

-

-

6

3 001 - 5 000

0,40

0,43

0,46

0,51

0,56

-

7

5 001 - 7 500

0,55

0,58

0,63

0,68

0,74

0,81

8

7 501 - 10 000

0,70

0,75

0,80

0,86

0,93

1,02

9

10 001 - 20 000

1,30

1,35

1,41

1,48

1,57

1,68

10

20 001 и свыше

1,60

1,65

1,71

1,79

1,88

1,99

инд

а

б

в

г

д

е

ж

3.2.2. Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда

Состав работ:

Организационное обеспечение работ по проведению специальной оценки условий труда.

Формирование необходимой нормативно-правовой базы для проведения специальной оценки условий труда и ее изучение.

Учет рабочих мест и классификация работ по категориям работников, наименованию профессий (должностей), их количеству и виду работ (подвижные, сезонные, периодического использования и другие) с целью выявления наиболее травмоопасных участков, работ, оборудования и приспособлений.

Участие в работе комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Доведение информации о результатах проведения специальной оценки условий труда до сведения работников.

Разработка предложений с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда о мероприятиях по улучшению условий труда.

Таблица 2

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1 000

1 001 - 3 500

3 501 и свыше

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125

1

До 500

0,13

0,15

0,17

-

-

-

2

501 - 750

0,15

0,17

0,19

-

-

-

3

751 - 1 000

0,16

0,18

0,20

-

-

-

4

1 001 - 1 500

0,19

0,22

0,25

0,29

-

-

5

1 501 - 3 000

0,28

0,32

0,35

0,38

0,40

-

6

3 001 - 5 000

0,40

0,44

0,48

0,50

0,53

-

7

5 001 и свыше

0,57

0,61

0,64

0,67

0,71

0,77

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10

8

До 500

0,15

0,16

-

-

-

-

9

501 - 750

0,16

0,18

-

-

-

-

10

751 - 1 000

0,18

0,21

-

-

-

-

11

1 001 - 1 500

0,21

0,23

0,26

0,29

-

-

12

1 501 - 3 000

0,29

0,33

0,36

0,39

-

-

13

3 001 - 5 000

0,42

0,45

0,49

0,53

-

-

14

5 001 - 7 500

0,57

0,61

0,64

0,67

0,71

0,77

15

7 501 - 10 000

0,72

0,76

0,81

0,84

0,87

0,92

16

10 001 и свыше

0,73

0,81

0,89

0,95

1,07

1,27

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20

17

До 500

0,20

0,22

-

-

-

-

18

501 - 750

0,23

0,27

0,31

-

-

-

19

751 - 1 000

0,27

0,31

0,37

0,43

-

-

20

1 001 - 1 500

0,31

0,37

0,43

0,47

0,51

-

21

1 501 - 3 000

0,37

0,43

0,47

0,52

0,62

-

22

3 001 - 5 000

0,43

0,46

0,51

0,66

0,77

0,93

23

5 001 - 7 500

0,51

0,60

0,71

0,79

0,92

1,02

24

7 501 - 10 000

0,60

0,69

0,79

0,88

0,94

1,10

25

10 001 - 20 000

0,75

0,83

0,90

0,96

1,08

1,29

26

20 001 и свыше

0,90

0,95

1,03

1,10

1,25

1,50

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50

27

До 750

0,20

0,22

-

-

-

-

28

751 - 1 000

0,27

0,33

0,39

-

-

-

29

1 001 - 1 500

0,33

0,39

0,49

0,58

-

-

30

1 501 - 3 000

0,39

0,49

0,69

0,73

0,26

31

3 001 - 5 000

0,49

0,69

0,74

0,86

0,95

-

32

5 001 - 7 500

0,60

0,74

0,86

0,94

1,01

1,08

33

7 501 - 10 000

0,73

0,85

0,95

1,01

1,08

1,2

34

10 001 - 20 000

0,91

1,01

1,01

1,20

1,36

1,56

35

20 001 и свыше

0,95

1,03

1,10

1,25

1,38

1,58

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125

36

До 1 000

0,31

0,36

0,45

0,55

0,67

-

37

1 001 - 1 500

0,37

0,45

0,56

0,69

0,78

-

38

1 501 - 3 000

0,46

0,55

0,67

0,78

0,86

-

39

3 001 - 5 000

0,56

0,67

0,78

0,85

1,04

1,21

40

5 001 - 7 500

0,69

0,77

0,86

1,01

1,19

1,29

41

7 501 - 10 000

0,85

1,01

1,19

1,28

1,47

1,57

42

10 001 - 20 000

1,04

1,05

1,28

1,47

1,57

1,84

43

20 001 и свыше

1,05

1,08

1,30

1,53

1,60

1,90

инд

а

б

в

г

д

е

ж

Примечание. Под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения.

3.2.3. Организация пропаганды по охране труда, предусматривающая:

руководство работой кабинета (уголков) по охране труда, организацию пропаганды и информации по вопросам охраны труда с использованием внутренней радиосвязи, телевидения, видеокинофильмов по безопасности труда, малотиражной печати, стенных газет, витрин и т.п.;

организацию и проведение лекций, бесед; участие в подготовке экспонатов и наглядных пособий при организации учебных кабинетов; организацию выставок, уголков, витрин, стендов; проведения конкурсов и общественных смотров по охране труда; организацию и обеспечение подразделений организации правилами, инструкциями, нормами, плакатами и другими наглядными пособиями по охране труда; организацию обмена передовым опытом по охране труда; выезды в командировки, прием и ознакомление работников других организаций с практикой работы по охране труда.

Таблица 3

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

до 5

6 - 10

11 - 20

21 - 50

51 - 125

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,16

0,18

0,21

0,24

-

2

501 - 750

0,18

0,21

0,24

0,30

-

3

751 - 1 000

0,19

0,22

0,27

0,33

-

4

1 001 - 1 500

0,23

0,26

0,32

0,40

0,51

5

1 501 - 3 000

0,34

0,40

0,44

0,59

0,75

6

3 001 - 5 000

-

0,56

0,67

0,83

1,07

7

5 001 - 7 500

-

-

0,84

1,08

1,37

8

7 501 - 10 000

-

-

0,98

1,38

1,79

9

10 001 - 20 000

-

-

1,08

1,63

2,28

10

20 001 и свыше

-

-

1,35

1,89

2,40

инд

а

б

в

г

д

е

3.2.4. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации, состоящая из:

разработки программы проведения вводного инструктажа по охране труда;

проведения вводного инструктажа по охране труда;

контроля за своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и организации всех видов инструктажа по охране труда;

организации обучения безопасным методам и приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшим;

проведения консультаций по вопросам охраны труда;

участия в работе комиссий по проверке знаний по охране труда работников организации;

оказания методической помощи руководителям структурных подразделений организации при разработке и пересмотре инструкций по охране труда.

Таблица 4

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Среднемесячная численность работников организации

до 20

21 - 30

31 - 40

41 - 50

51 - 70

71 - 100

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,38

0,40

0,43

0,46

-

-

2

501 - 750

0,42

0,45

0,48

0,52

0,57

-

3

751 - 1 000

0,47

0,50

0,54

0,59

0,64

0,70

4

1 001 - 1 500

0,55

0,59

0,65

0,75

0,83

0,91

5

1 501 - 3 000

0,81

0,86

0,92

1,00

1,08

1,17

6

3 001 - 5 000

1,16

1,24

1,32

1,41

1,54

1,72

7

5 001 - 7 500

1,60

1,68

1,77

1,90

2,08

2,21

8

7 501 - 10 000

-

2,12

2,24

2,43

2,56

2,76

9

10 001 - 20 000

-

-

3,98

4,24

4,43

4,78

10

20 001 и свыше

-

-

4,64

4,80

5,00

5,30

инд

а

б

в

г

д

е

ж

3.2.5. Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда, включающие:

разработку совместно с другими структурными подразделениями плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, приведению их в соответствие с требованиями нормативных правовых актов по охране труда с учетом мероприятий по улучшению техники и технологии, применению средств индивидуальной и коллективной защиты; анализ и обобщение предложений по расходованию средств на мероприятия по улучшению условий и охраны труда с указанием сроков их исполнения; составление статистической отчетности по охране труда по установленным формам и в соответствующие сроки;

составление (при участии организации) перечней профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

согласование проектов инструкций по охране труда работников, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, программ первичного инструктажа на рабочем месте;

составление совместно с другими структурными подразделениями организации списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за вредные или опасные условия труда;

организацию хранения документации (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, отчета о проведении специальной оценки условий труда) в соответствии со сроками, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами;

участие в составлении раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, в организации лечебно-профилактического обслуживания работников организации;

определение основных направлений совершенствования условий труда.

Таблица 5

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

до 5

6 - 10

11 - 20

21 - 50

51 - 125

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,13

0,15

0,19

0,21

-

2

501 - 750

0,15

0,17

0,20

0,24

-

3

751 - 1 000

0,16

0,18

0,25

0,28

-

4

1 001 - 1 500

0,19

0,22

0,26

0,33

0,43

5

1 501 - 3 000

0,28

0,32

0,39

0,48

0,61

6

3 001 - 5 000

-

0,47

0,56

0,69

0,88

7

5 001 - 7 500

-

-

0,68

0,88

1,12

8

7 501 - 10 000

-

-

0,82

0,89

1,38

9

10 001 - 20 000

-

-

0,91

1,53

2,11

10

20 001 и свыше

-

-

1,23

1,60

2,20

инд

а

б

в

г

д

е

3.2.6. Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях, в состав которого входит:

обеспечение соблюдения Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. N 14;

контроль за: выполнением работниками в структурных подразделениях организации требований инструкций по охране труда; содержанием производственных и вспомогательных помещений; безопасной эксплуатацией оборудования, инструмента, приспособлений, инвентаря, транспортных средств, предохранительных и оградительных устройств; правильной организацией рабочих мест, проведением технологических процессов; использованием и соблюдением установленных сроков выдачи средств индивидуальной защиты; техническим состоянием машин и оборудования; эксплуатацией и надлежащим содержанием вентиляционных устройств, систем отопления и кондиционирования, устройств питьевого водоснабжения.

Таблица 6

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1 000

1 001 - 3 500

3 501 и свыше

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10

1

До 500

0,26

0,29

0,33

-

-

-

2

501 - 750

0,29

0,33

0,37

-

-

-

3

751 - 1 000

0,32

0,36

0,40

-

-

-

4

1 001 - 1 500

0,38

0,43

0,50

0,57

-

-

5

1 501 - 3 000

0,56

0,63

0,70

0,75

0,79

-

6

3 001 - 5 000

0,80

0,87

0,96

0,99

1,05

-

7

5 001 и свыше

1,13

1,21

1,28

1,34

1,41

1,54

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 6 до 10

8

До 500

0,29

0,32

-

-

-

-

9

501 - 750

0,32

0,36

-

-

-

-

10

751 - 1 000

0,35

0,42

-

-

-

-

11

1 001 - 1 500

0,41

0,45

0,51

0,57

-

-

12

1 501 - 3 000

0,59

0,65

0,71

0,79

-

-

13

3 001 - 5 000

0,83

0,89

0,97

1,05

-

-

14

5 001 - 7 500

1,13

1,21

1,28

1,34

1,41

1,54

15

7 501 - 10 000

1,43

1,51

1,61

1,68

1,74

1,84

16

10 001 и свыше

1,45

1,62

1,78

1,89

2,14

2,53

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 11 до 20

17

До 500

0,40

0,44

-

-

-

-

18

501 - 750

0,45

0,53

0,62

-

-

-

19

751 - 1 000

0,53

0,62

0,73

0,86

-

-

20

1 001 - 1 500

0,62

0,73

0,86

0,94

1,02

-

21

1 501 - 3 000

0,73

0,86

0,94

1,04

1,24

-

22

3 001 - 5 000

0,86

0,91

1,02

1,32

1,53

1,85

23

5 001 - 7 500

1,02

1,20

1,42

1,58

1,83

2,04

24

7 501 - 10 000

1,20

1,38

1,59

1,76

1,87

2,19

25

10 001 - 20 000

1,50

1,65

1,80

1,91

2,16

2,59

26

20 001 и свыше

1,80

1,90

2,05

2,20

2,50

3,00

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 21 до 50

27

До 750

0,40

0,44

-

-

-

-

28

751 - 1 000

0,53

0,66

0,78

-

-

-

29

1 001 - 1 500

0,65

0,79

0,98

1,16

-

-

30

1 501 - 3 000

0,79

0,97

1,38

1,46

1,72

31

3 001 - 5 000

0,97

1,38

1,47

1,72

1,89

-

32

5 001 - 7 500

1,19

1,47

1,72

1,88

2,01

2,16

33

7 501 - 10 000

1,46

1,70

1,89

2,01

2,16

2,40

34

10 001 - 20 000

1,81

2,01

2,16

2,40

2,71

3,12

35

20 001 и свыше

1,90

2,05

2,20

2,50

2,75

3,15

При количестве самостоятельных производственных структурных подразделений в организации от 51 до 125

36

До 1 000

0,61

0,72

0,89

1,09

1,34

-

37

1 001 - 1 500

0,74

0,89

1,11

1,38

1,56

-

38

1 501 - 3 000

0,91

1,09

1,34

1,56

1,71

-

39

3 001 - 5 000

1,11

1,34

1,56

1,70

2,08

2,41

40

5 001 - 7 500

1,38

1,54

1,71

2,01

2,38

2,58

41

7 501 - 10 000

1,70

2,01

2,38

2,55

2,93

3,14

42

10 001 - 20 000

2,08

2,10

2,55

2,93

3,14

3,68

43

20 001 и свыше

2,10

2,15

2,60

3,06

3,20

3,80

инд

а

б

в

г

д

е

ж

3.2.7. Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, включающий также:

контроль за:

правильным расходованием в подразделениях организации средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда;

наличием в структурных подразделениях организации инструкций по охране труда согласно перечню профессий, должностей и видов работ, на которые они должны быть разработаны; своевременным их пересмотром;

доведением до сведения работников структурных подразделений организации вводимых в действие новых законов и иных нормативных правовых актов по охране труда.

Таблица 7

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

до 100

101 - 350

351 - 500

501 - 1 000

1 001 - 3 500

3 501 и свыше

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,06

0,07

0,08

-

-

-

2

501 - 750

0,07

0,08

0,09

-

-

-

3

751 - 1 000

0,08

0,09

0,10

-

-

-

4

1 001 - 1 500

0,10

0,12

0,14

0,17

-

-

5

1 501 - 3 000

0,14

0,17

0,20

0,24

0,28

-

6

3 001 - 5 000

0,20

0,24

0,29

0,35

0,42

0,48

7

5 001 - 7 500

0,28

0,32

0,38

0,45

0,56

0,70

8

7 501 - 10 000

0,35

0,41

0,48

0,57

0,68

0,82

9

10 001 - 20 000

0,65

0,72

0,79

0,93

1,07

1,23

10

20 001 и свыше

0,80

0,87

0,94

1,01

1,11

1,26

инд

а

б

в

г

д

е

ж

3.2.8. Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда организации, предусматривающее:

работу в составе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований нормативных правовых актов по охране труда;

проведение совместно с соответствующими подразделениями организации и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствие их нормативным правовым актам по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

согласование разрабатываемой в организации проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда.

Таблица 8

N пп.

Среднесписочная численность работников организации

Количество самостоятельных производственных структурных подразделений в организации

до 5

6 - 10

11 - 20

21 - 50

51 - 125

Нормативная численность работников службы охраны труда, человек

1

До 500

0,18

0,21

0,24

0,27

-

2

501 - 750

0,20

0,24

0,28

0,31

-

3

751 - 1 000

0,23

0,26

0,29

0,35

-

4

1 001 - 1 500

0,27

0,31

0,34

0,42

0,61

5

1 501 - 3 000

0,31

0,42

0,45

0,51

0,62

6

3 001 - 5 000

-

0,51

0,61

0,70

0,75

7

5 001 - 7 500

-

-

0,70

0,89

1,46

8

7 501 - 10 000

-

-

-

1,01

1,67

9

10 001 - 20 000

-

-

-

-

2,21

10

20 001 и свыше

-

-

-

-

2,24

инд

а

б

в

г

д

е

3.2.9. Расследование и учет несчастных случаев в организации, включающие:

обеспечение соблюдения Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 11 марта 1999 г. N 279;

организацию оказания первой медицинской помощи пострадавшему, содействие, при необходимости, доставки его в медицинское учреждение; принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

организацию сообщения о происшедшем несчастном случае;

работу в комиссии по расследованию несчастного случая, предусматривающую определение мер по предупреждению и устранению причин несчастных случаев на производстве; выдачу предписаний руководителям структурных подразделений; участие в составлении и организацию направления акта по форме Н-1 в соответствующие органы.

Норма времени на участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая в организации - 24 часа и 120 часов (при расследовании тяжелого несчастного случая со смертельным исходом и группового несчастного случая).

4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАСЧЕТУ НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

Нормативная численность работников службы охраны труда (Чн) в организациях определяется суммированием численности работников по данным таблиц 1 - 8 пункта 3.2 настоящих нормативов численности, в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности.

Приложение

к Межотраслевым нормативам численности

работников службы охраны труда

в организациях, утвержденным

Постановлением Минтруда России

от 22 января 2001 г. N 10

ПРИМЕР

РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ

ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

N пп.

Наименование видов работ

Наименование факторов

Единица измерения

Числовые значения факторов

Номер таблицы

Норматив численности

Управление службой охраны труда

п. 3.1

1

Организация работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

1

0,21

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

2

Организация и участие в проведении специальной оценки условий труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

2

0,39

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

3

Организация пропаганды по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

3

0,40

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

4

Организация проведения инструктажа, обучения, проверки знаний требований охраны труда работников организации

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

4

0,55

Среднемесячная численность вновь принимаемых работников

чел.

20

5

Планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

5

0,33

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

6

Оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

6

0,79

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

7

Контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

7

0,12

Численность рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными условиями труда работах

чел.

145

8

Участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации

Среднесписочная численность работников организации

чел.

1002

8

0,42

Количество самостоятельных структурных подразделений

единиц

38

9

Расследование и учет несчастных случаев в организации

Количество несчастных случаев за год

Норма времени на расследование одного несчастного случая - 24 часа

Общие затраты времени на работы по расследованию несчастных случаев в организации Тоб - 120 часов

Норма рабочего времени одного работника на планируемый год Нр.в. - 2000

единиц

5

стр. 42

0,06

Нормативная численность Чн

чел.

3,27