Письмо Минфина России от 10.12.2013 N 02-06-007/54200 "О порядке выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 декабря 2013 г. N 02-06-007/54200
Министерство финансов Российской Федерации в связи с поступающими вопросами о порядке выдачи бюджетными организациями иностранной валюты на командировочные расходы сотрудникам, выезжающим за рубеж, и сообщает.
Гарантии при направлении работников в служебные командировки устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК России). Согласно статье 168 ТК России в случае направления работника в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы, связанные со служебной командировкой.
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками для организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, направляющих работников в служебные командировки на территории иностранных государств, размеры суточных в иностранной валюте определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2005 N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 812). При этом указанным Постановлением предусмотрены суточные в иностранной валюте той страны, в которую работник направляется в командировку.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
При этом согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте, если иное не установлено данным законом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа, является валютной операцией.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Закона N 173-ФЗ разрешено проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой, что, по мнению Департамента, подтверждает право работодателя выдать аванс работнику в иностранной валюте через кассу учреждения, при условии открытия валютного счета.
С учетом изложенного, для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет. Выдача учреждением аванса работникам, выезжающим в командировку за рубеж, производится в иностранной валюте через кассу учреждения путем снятия валюты с валютного счета или покупки учреждением валюты в банке. При этом покупка валюты через банк также предполагает наличие у бюджетного учреждения валютного счета.
При этом осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), бухгалтерский учет ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Документирование операций с имуществом, обязательствами, а также иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке. Первичные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
При этом согласно пункту 215 Инструкции N 157н учет задолженности подотчетных лиц по выданным авансам в иностранных валютах одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату выдачи денежных средств под отчет.
Однако стоит учитывать, что при возврате сотрудником неизрасходованных подотчетных сумм в иностранной валюте они отражаются в бухгалтерском учете в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату внесения денежных средств в кассу (пункт 154 Инструкции N 157н).
Директор Департамента
бюджетной методологии
С.В.РОМАНОВ