Решение Верховного Суда РФ от 24.07.2007 N ГКПИ07-453 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 2 Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, утвержденного Приказом Росатома от 15.11.2005 N 529"
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2007 г. N ГКПИ07-453
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А., при секретаре Бараненко Е.Н., с участием прокурора Селяниной Н.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании не действующим в части пункта 2 Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, утвержденного Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 15 ноября 2005 г. N 529,
установил:
Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 15 ноября 2005 г. N 529 "Об утверждении положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563" утверждено Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 (далее по тексту - Положение).
Согласно пункту 2 оспариваемого Положения основным критерием при определении производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, является требование Указа о предоставлении социальной поддержки только гражданам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
В число указанных производств, работ и профессий включаются только те, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, а также деятельность по непосредственной организации основного производственного процесса, контролю за ним и обеспечению безопасности при его проведении (абз. 2).
В число указанных производств, работ и профессий не включаются вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс. Не подлежат также включению работы, не обеспечивающие непосредственно безопасность при проведении работ по производству, разработке и хранению ядерных зарядов и ядерных боеприпасов; не совпадающие по времени и месту с проведением технологического процесса, например: работы, выполняемые службами ремонта и поверки контрольно-измерительных приборов, энергообеспечения и теплообеспечения, службами делопроизводства (в т.ч. закрытого), хозяйственного обслуживания, уборки производственных помещений, и такие профессии, как ремонтники, электрики, сантехники, архивариусы, чертежники и т.п. (абз. 3).
До принятия оспариваемого Положения действовало Положение, утвержденное Приказом Министерства РФ по атомной энергии от 8 августа 2003 г. N 347, содержащее аналогичные положения (пункт 2).
С. обратилась в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим пункта 2 указанного Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения не соответствуют п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563 и ограничивают ее право на назначение дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения.
В судебном заседании С. уточнила свои требования и просила признать недействующими абзац второй и первое предложение абзаца третьего пункта 2 Положения.
В обоснование своих требований указала, что оспариваемые положения необоснованно сужают круг лиц, имеющих право на дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение, исключив из числа производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс, что противоречит пункту 2 данного Указа.
Представители заинтересованных лиц Федерального агентства по атомной энергии Ножнов С.Ю., Колтышев М.С., Минюста РФ Мокрова Е.А. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав объяснения С., представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563" утвержден перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой даст право на получение социальной поддержки (п. 1).
Указ Президента РФ от 23 августа 2000 года N 1563, как следует из его преамбулы, принят в целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе.
Пунктом 2 Указа установлено дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение при выходе на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо на досрочно оформленную пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики в сфере развития и безопасного функционирования ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, некоторым категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем.
Абзацем 3 пункта 2 к числу таких граждан отнесены граждане, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
Таким образом, социальная поддержка в соответствии с данным Указом предоставляется специалистам, то есть квалифицированным работникам, непосредственно занятым на выполнении видов деятельности, предусмотренных в перечне, в т.ч. гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на указанных условиях.
Во исполнение подпункта "б" пункта 3 данного Указа 1 сентября 2005 г. Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 549, которым утверждено Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию.
Пунктом 18 указанного Положения Федеральному агентству по атомной энергии предоставлено право устанавливать порядок определения производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности и с учетом которых устанавливается дополнительное обеспечение, а также по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации давать разъяснения в установленном порядке по вопросам финансирования, установления, выплаты, перерасчета и индексации дополнительного обеспечения гражданам, осуществляющим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса (в ред. Указа Президента РФ от 09.08.2005 N 949).
Федеральное агентство по атомной энергии, реализуя свои полномочия, Приказом от 15 ноября 2005 г. N 529 утвердило Положение о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 N 1563.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти.
Доводы заявительницы о противоречии оспариваемых положений пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 года N 1563 нельзя признать обоснованным.
Включение оспариваемым Положением в число производств, работ и профессий, которые соответствуют предусмотренным перечнем видам деятельности, только тех, которые непосредственно относятся к основному технологическому процессу при выполнении видов деятельности, исключая вспомогательные и обслуживающие виды производств, работ и профессий, не предусмотренные документами, определяющими основной технологический процесс, полностью соответствует основному критерию, установленному пунктом 2 Указа, - предоставлению социальной поддержки только специалистам, непосредственно участвовавшим в видах деятельности, предусмотренных Указом.
Таким образом, оспариваемые положения не противоречат пункту 2 Указа Президента.
Утверждение заявительницы о том, что Указ принят с целью компенсировать назначенное ранее повышенное денежное содержание по списку 1 за работу в зоне повышенной опасности радиоактивного загрязнения, нельзя признать обоснованным, поскольку это из содержания Указа не следует.
В соответствии с п. 2, пп. "г" и "д" п. 3 названного Указа социальная поддержка распространяется не на всех граждан, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а только на специалистов, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных Указом, при соблюдении перечисленных в пункте 2 условий.
Кроме того, в соответствии с Указом дополнительное обеспечение назначается не только гражданам, которым трудовая пенсия по старости назначена в соответствии с подпунктом 1 или 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", но и гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или) СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации, лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам премии Правительства Российской Федерации (абз. 2 п. 2). К данной категории граждан могут относиться награжденные указанными государственными наградами разработчики ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, пенсия которым назначена на общих основаниях.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не нарушают прав и законных интересов заявителя, не противоречат Указу Президента РФ или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление С. о признании не действующим в части пункта 2 Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. N 1563, утвержденного Приказом Федерального агентства по атомной энергии от 15 ноября 2005 г. N 529, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА