Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

Решение Верховного Суда РФ от 12.12.2019 N АКПИ19-829 "Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпункта в пункта 14 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утв. Приказом ФСИН России от 05.08.2013 N 439"

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 12 декабря 2019 г. N АКПИ19-829

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению З.Л., З.О., З.В. о признании недействующим подпункта "в" пункта 14 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439,

установил:

приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439 (далее - Приказ) утверждены Правила выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей (далее - Правила). Нормативный правовой акт 16 августа 2013 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 29420, и 28 августа 2013 г. опубликован в "Российской газете".

Подпунктом "в" пункта 14 Правил установлено, что для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника в комиссию представляется заверенная установленным порядком копия заключения служебной проверки об обстоятельствах гибели (смерти) сотрудника и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей.

З.Л., З.О., З.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании не действующим приведенного нормативного предписания в части, ограничивающей право членов семьи сотрудника и лиц, находившихся на его иждивении, на выплату в равных долях единовременного пособия, предусмотренного частью 2 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ), в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, как противоречащего пункту 1 части 2 статьи 12 названного федерального закона, ссылаясь на то, что оспариваемая норма является основанием для отказа в соответствующей выплате в случае отсутствия причинно-следственной связи смерти сотрудника с исполнением им служебных обязанностей.

В обоснование своего требования административные истцы указали, что З.О. является супругой, а З.Л. и З.В. - родителями З.А., умершего 5 января 2019 г. и являвшегося старшим прапорщиком внутренней службы, младшим инспектором дежурной службы ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Марий Эл. Согласно заключению военно-врачебной комиссии ФКУ МСЧ-12 ФСИН России заболевания З.А., приведшие к смерти, получены им в период военной службы, смерть наступила не при исполнении служебных обязанностей. В апреле 2019 г. административные истцы обратились с заявлениями о выплате единовременного пособия в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, в которой им было отказано на основании заключения служебной проверки об отсутствии причинно-следственной связи смерти сотрудника с исполнением им служебных обязанностей.

В судебном заседании представитель административных истцов С. поддержала заявленное требование, просила его удовлетворить.

В письменных возражениях на административное исковое заявление административный ответчик Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России) и заинтересованное лицо Минюст России указали, что Приказ принят уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах установленной компетенции, оспариваемое нормативное положение не противоречит актам большей юридической силы, прав и законных интересов административных истцов не нарушает.

В судебном заседании представители ФСИН России - О., Минюста России - К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции, просили отказать в удовлетворении заявленного требования.

Выслушав стороны, заинтересованное лицо, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Наличие полномочий ФСИН России на принятие оспариваемого нормативного правового акта, а также соблюдение процедуры издания, введения в действие и его опубликования установлены вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. N АКПИ19-96.

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 197-ФЗ), регулирующим правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника, установлено, что предоставление членам семей и лицам, находящихся (находившихся) на иждивении сотрудника, гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, социальных гарантий осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом N 283-ФЗ (статьи 2 и 69).

Статьей 12 Федерального закона N 283-ФЗ закреплено, что жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год (часть 1). Членам семьи сотрудника и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере трех миллионов рублей в равных долях в случае гибели (смерти) сотрудника вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах (пункт 1 части 2).

Статьей 70 Федерального закона N 197-ФЗ, определяющей страховые гарантии сотруднику и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей и гарантии в связи с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, установлено, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с исполнением служебных обязанностей, осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации (часть 1). Сотрудник не признается погибшим (умершим) вследствие увечья или иного повреждения здоровья (заболевания) либо получившим увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) при исполнении служебных обязанностей, если гибель (смерть), увечье или иное повреждение здоровья (заболевание) наступили: 1) в связи с добровольным приведением себя в состояние алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; 2) вследствие совершения сотрудником умышленного преступления; 3) в результате доказанного в ходе служебной проверки либо установленного органами дознания, предварительного следствия или судом самоубийства, или покушения на самоубийство, или иного умышленного причинения вреда своему здоровью, не вызванного болезненным состоянием или доведением до самоубийства (часть 4).

В Федеральной службе исполнения наказаний, территориальных органах ФСИН России, образовательных организациях ФСИН России создаются постоянно действующие комиссии (далее - комиссия), в том числе по вопросам выплат единовременного пособия в случаях гибели (смерти) сотрудника уголовно-исполнительной системы вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - единовременное пособие в случае гибели (смерти) сотрудника) (пункт 1, подпункта "а" пункта 1 Правил).

Согласно пункту 2 Правил в случае наступления событий, указанных в подпункте "а" пункта 1 Правил, назначается и проводится служебная проверка в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения служебных проверок в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС). О результатах проверки уведомляются лица, имеющие право на получение единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника, гражданина Российской Федерации.

Обстоятельства, при которых в заключении по результатам служебной проверки выносится вывод о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья с выполнением служебных обязанностей, приведены в пункте 4 Правил.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы) проводится военно-врачебная экспертиза (далее - ВВК) (пункт 2 части 1 статьи 61).

Из пункта 1 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565 (далее - Положение), следует, что ВВК проводится в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в целях установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы.

Пунктом 3 Положения на ВВК возложено определение причинной связи увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации (подпункт "г").

Инструкцией о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 26 августа 2003 г. N 206, определяющей в соответствии с Положением порядок организации военно-врачебной экспертизы, медицинского освидетельствования в учреждениях и органах УИС, а также порядок определения причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у граждан с прохождением ими службы в учреждениях и органах УИС, установлено, что заключение о причинной связи увечья, заболевания, приведшего к смерти сотрудника, гражданина, проходившего службу в органах УИС, до истечения одного года после увольнения со службы, для получения единовременного пособия оформляется ВВК при территориальном органе УИС (пункт 190). При решении экспертных вопросов ВВК могут запрашивать из медицинских организаций независимо от организационно-правовых форм, органов УИС Минюста России, военных комиссариатов, воинских частей, других учреждений и организаций медицинские документы, личные и пенсионные дела, материалы служебных проверок, административного расследования, дознания, уголовного дела, характеристики, архивные справки, выписки из приказов, актов, протоколов и другие документы, содержащие сведения, необходимые для вынесения заключения (пункт 18).

В соответствии с Положением ВВК при освидетельствовании военнослужащих, сотрудников, граждан, призванных на военные сборы, определяет причинную связь полученных ими увечий, заболеваний и выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: "военная травма", "заболевание получено в период военной службы" (пункты 91 и 94).

Оспариваемый административными истцами пункт 14 Правил расположен в разделе II Правил, регламентирующем перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия, и содержит перечень документов, которые представляются в комиссию для рассмотрения вопроса о выплате единовременного пособия в случае гибели (смерти) сотрудника. В частности, в подпункте "в" указано о необходимости представлять заверенную в установленном порядке копию заключения служебной проверки об обстоятельствах гибели (смерти) сотрудника и их причинно-следственной связи с выполнением служебных обязанностей, а в подпункте "г" - заключение ВВК о причинной связи увечья, иного повреждения здоровья, заболевания, вынесенного в формулировке "военная травма" либо "заболевание получено в период военной службы", приведших к гибели (смерти) сотрудника.

Вопреки доводам административных истцов, данная норма не содержит положений, устанавливающих основания для отказа в предоставлении единовременного пособия, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 12 Федерального закона N 283-ФЗ, и не противоречит приведенным нормам закона.

Неправильное применение оспариваемой нормы, повлекшее отказ в выплате единовременного пособия, не является основанием для признания ее недействующей.

Учитывая, что Правила в оспариваемой части соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав, свобод и законных интересов административного истца, заявленное требование в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления З.Л., З.О., З.В. о признании недействующим подпункта "в" пункта 14 Правил выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы или членам их семей, утвержденных приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 5 августа 2013 г. N 439, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА