Трудовой кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Комментарии и судебная практика по трудовому праву

  • Определение ВС РФ N 19-В09-19 от 29 октября 2009 г.

    Согласно статье 424 Трудового кодекса Российской Федерации настоящий Кодекс применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие.

  • Определение ВС РФ N 51-КГ13-7 от 28 июня 2013 г.

    При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

  • Определение ВС РФ N 18-Г09-15 от 13 августа 2009 г.

    Таким образом, следует признать обоснованным суждение суда о том, что решение об объявлении забастовки было принято с нарушениями, влекущими в силу статьи 413 Трудового кодекса РФ признание ее незаконной.

  • Определение ВС РФ N 78-Г08-5 от 21 марта 2008 г.

    В соответствии с частью 8 статьи 412 Трудового кодекса РФ необеспечение минимума необходимых работ является основанием для признания забастовки незаконной.

  • Определение ВС РФ N 33-Г12-3 от 23 марта 2012 г.

    В соответствии с требованиями статьи 410 Трудового кодекса Российской Федерации после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

  • Определение ВС РФ N 48-Г10-24 от 8 октября 2010 г.

    В силу части 2 статьи 409 Трудового кодекса РФ забастовка как средство разрешения коллективного трудового спора допускается в случаях, если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

  • Определение ВС РФ N 74-Г06-4 от 10 февраля 2006 г.

    Как видно из материалов дела, стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника и в силу части 3 статьи 406 ТК РФ им было необходимо приступить к созданию трудового арбитража, который в данном случае являлся обязательной процедурой, так как забастовка объявлялась в организации, в которой ее проведение ограничено законом.

  • Определение ВС РФ N 83-АПГ12-5 от 7 сентября 2012 г.

    При объявлении забастовки предусмотренные ст. ст. 401 - 404 ТК РФ примирительные процедуры работниками ОАО не соблюдались, перечень минимума необходимых работ, выполняемых в период проведения забастовки работниками организации не устанавливался.

  • Определение ВС РФ N 66-Г12-2 от 2 марта 2012 г.

    6 июня 2011 года состоялось заседание примирительной комиссии, по результатам работы которой, 7 июня 2011 года сторонами был подписан протокол разногласий о продолжении рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, в соответствии с положениями статьи 403 Трудового кодекса Российской Федерации.

  • Определение ВС РФ N 45-Г07-18 от 7 сентября 2007 г.

    В частности, в соответствии со ст. 402 ТК РФ решение о создании примирительной комиссии должно быть оформлено приказом работодателя - РАО.

Определение ВС РФ N 127АПГ14-10 от 29 октября 2014 г.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 октября 2014 г. N 127АПГ14-10

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Анишиной В.И.,

судей Абакумовой И.Д. и Борисовой Л.В.

при секретаре Афониной Ю.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпушенко И.В. о признании недействующими отдельных положений постановления Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2025/-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" (с последующими изменениями) по апелляционной жалобе Карпушенко И.В. на решение Апелляционного суда Республики Крым от 14 августа 2014 г., которым отказано в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Карпушенко И.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Государственного Совета Республики Крым Лукашева М.И., возражавшего против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

установила:

 

Государственным Советом Республики Крым принято постановление от 11 апреля 2014 г. N 2025/-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" (в ред. постановления от 18 апреля 2014 г. N 2060-6/14).

Текст документа официально опубликован в газете "Крымские известия" 1 мая 2014 г.

Пунктом 2 этого акта установлено, что на территории Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнение с государственной службы, со службы в органах местного самоуправления, с предприятий, из учреждений, организаций, а также физическими лицами, использующими наемный труд, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Карпушенко И.В., 10 июля 2014 г. уволенный на основании требований названного постановления Государственного Совета Республики Крым (далее - Постановление) и пункта 2 статьи 40 КЗоТ Украины с должности начальника юридического отдела государственного предприятия "Издательство и типография "Таврида", обратился в суд с заявлением о признании недействующим указанного акта в той мере, в какой он устанавливает на территории Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнение с предприятий в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.

Требование обосновано тем, что в оспариваемой части региональный акт принят органом государственной власти с превышением полномочий в сфере трудового законодательства и противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Карпушенко И.В. полагает, что порядок увольнения и основания увольнения граждан Российской Федерации установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, в связи с чем его увольнение по нормам КЗоТ Украины ошибочно и недопустимо, нарушает его право на труд и право на прекращение трудовых правоотношений по законам Российской Федерации.

Апелляционным судом Республики Крым в качестве суда первой инстанции постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Карпушенко И.В., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит доводы жалобы обоснованными, а решение суда - подлежащим отмене.

Отказывая в признании недействующим постановления, суд исходил из вывода о том, что Государственный Совет Республики Крым был вправе самостоятельно осуществить рассматриваемое нормативное правовое регулирование, поскольку на федеральном уровне не урегулирован порядок увольнения граждан на территории Республики Крым в период интеграции нового субъекта Российской Федерации в правовую систему Российской Федерации.

С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном толковании и применении норм материального права.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В подпунктах "в" и "е" пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ закреплено, что деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с принципами верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 4 этой же статьи указано, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации и могут быть изменены только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений, путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в названный Федеральный закон, путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации либо путем внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в указанные действующие акты.

В подпункте "б" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ отражено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 5 ТК РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из этого Кодекса, иных федеральных законов и законов субъекта Российской Федерации, содержащих нормы трудового права. Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить этому Кодексу и иным федеральным законам.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере трудовых отношений разграничены статьей 6 ТК РФ.

К ведению федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений, основы правового регулирования трудовых отношений, порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров (часть 1 статьи 6 ТК РФ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти (часть 2 статьи 6 ТК РФ).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации (часть 3 статьи 6 ТК РФ).

Из приведенных положений федерального законодательства следует, что нормативное правовое регулирование отношений, связанных с установлением порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров, осуществлено на федеральном уровне и составляет предмет полномочий федеральных органов власти. Подобных полномочий не предоставлено органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 13 ТК РФ федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют на всей территории Российской Федерации, если в этих законах и иных нормативных правовых актах не предусмотрено иное.

Действуют названные акты и на территории новых субъектов Российской Федерации, поскольку иного не предусмотрено действующим законодательством.

Установлено, что 18 марта 2014 г. подписан и 21 марта 2014 г. ратифицирован договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее - Договор).

С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 г. Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора).

В статье 6 названного акта указано, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации.

Вместе с тем отмечено, что на территории Республики Крым со дня ее принятия в Российскую Федерацию действуют законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, но в то же время нормативные правовые акты Автономной Республики Крым, Республики Крым, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются, что нашло отражение в статье 9 Договора.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 19 марта 2014 г. N 6-П по запросу Президента Российской Федерации о проверке конституционности не вступившего в силу Договора сделан вывод о том, что Договор соответствует Конституции Российской Федерации. Республика Крым находится в составе Российской Федерации в качестве ее субъекта с даты подписания Договора. Статья 9 Договора, в которой определяется действие на территории Республики Крым законодательных и иных нормативных правовых актов в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов, имеет целью их интеграцию в российскую правовую систему при обеспечении максимальной стабильности правового регулирования и избежания в нем пробелов, затрудняющих реализацию прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. Пункт 3 данной статьи, согласно которому нормативные правовые акты Автономной Республики Крым, Республики Крым, противоречащие Конституции, не применяются, не может рассматриваться как не соответствующий - в силу отсутствия указания на невозможность применения этих актов из-за их противоречия федеральному закону - требованиям Конституции Российской Федерации о верховенстве на всей территории Российской Федерации не только Конституции Российской Федерации, но и федеральных законов (часть 2 статьи 4) и об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать как Конституцию Российской Федерации, так и законы (часть 2 статьи 15). В силу прямого действия Конституции Российской Федерации в отношении соблюдения всеми субъектами правоотношений федеральных законов эти требования в любом случае применены в качестве общего правила, разрешение же противоречий, обусловленных особенностями переходного периода, может быть обеспечено как последующим федеральным законодательным регулированием, так и судебной практикой.

В статье 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон) закреплены положения о том, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом. Нормативные правовые акты Автономной Республики Крым, Республики Крым, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

Из содержания названного документа усматривается, что иное правовое регулирование предусмотрено в переходный период в сфере социальной защиты и охраны здоровья (статья 11), бюджетного законодательства (статья 13), законодательства о налогах и сборах (статья 15) и других сферах законодательства.

Статьей 12.1 Федерального конституционного закона определены особенности регулирования в переходный период имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и в иных перечисленных в законе сферах деятельности.

Что касается нормативного правового регулирования в области трудового законодательства, то каких-либо особенностей ни Договором, ни Федеральным конституционным законом не предусмотрено.

11 апреля 2014 г. принята Конституция Республики Крым, согласно статье 6 которой разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Крым осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и договором о разграничении предметов ведения и полномочий. Статьей 57 определено, что в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым находятся вопросы, определенные статьей 72 Конституции Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между таким федеральным законом и нормативным правовым актом Республики Крым действует федеральный закон.

Таким образом, с 18 марта 2014 г. на территории Республики Крым действуют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе Трудовой кодекс Российской Федерации, который устанавливает одинаковый для всех субъектов Российской Федерации порядок расторжения трудовых договоров.

Сравнительный анализ постановления с федеральными нормами права приводит к выводу о том, что рассматриваемое регулирование не соответствует федеральному законодательству и Основному закону Республики Крым, имеющим большую юридическую силу, и осуществлено Государственным Советом Республики Крым с превышением нормотворческой компетенции, предоставленной субъектам Российской Федерации в вышеуказанной сфере.

Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При таком положении суд не имел оснований для отказа в признании постановления недействующим в оспариваемой части.

Поскольку решение принято судом с нарушением норм материального права, оно является незаконным и подлежит отмене (пункт 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ) с вынесением нового судебного постановления об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

 

определила:

 

решение Апелляционного суда Республики Крым от 14 августа 2014 г. отменить, принять новое решение, которым заявление Карпушенко И.В. удовлетворить.

Признать недействующим пункт 2 постановления Государственного Совета Республики Крым от 11 апреля 2014 г. N 2025/-6/14 "О регулировании трудовых отношений в Республике Крым на переходный период" (с последующими изменениями) в той мере, в какой он устанавливает на территории Республики Крым до окончания переходного периода или до принятия соответствующего нормативного правового акта Республики Крым увольнение с предприятий в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, с момента принятия акта.